Не секрет, что первая половина 2012 года для российского мангапрома прошла под знаком локального апокалипсиса. По инерции задела она и нас, отчего энтузиазма на дайджесты и обзоры в последнее время нашей команде сильно не хватало. Тем не менее, уже сейчас видно, что, пусть и не в совсем привычном виде, но всё потихоньку восстанавливается. И пока осень не успела преподнести свои сюрпризы, самое время вспомнить о событиях российского рынка манги и комиксов за последние полгода!
К началу 2012-го стало очевидно, что большинство российских манга-издательств ждут определённые затруднения. И прежде всего — из-за осложнившейся проблемы с самоцензурой книжных магазинов, провоцируемой рядом принятых или же только рассматриваемых законопроектов: о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о запрете пропаганды традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, а также наркотиков среди несовершеннолетних. Последний, правда, хоть и не имеет прямого отношения к манге, но, как и прочие, влияет на политику книжных «не брать на реализацию ничего «подозрительного»».
Известно, что когда дело касается комиксов, под удар попадают даже вещи «с намёком». Например, недавно в передаче «Министерство культуры» на телеканале «Дождь» главный редактор комикс-журнала «Bubble» Артём Габрелянов рассказывал:
Выкладка — это самое ужасное. Вот мы, допустим, заплатили одному торговому центру огромные деньги, чтобы продавать там наши журналы. А нас выкидывают на следующий день после того, как журнал попал на прилавок. Как вы думаете, почему? Нам говорят: «У вас на обложке слово «секс». А наш торговый центр — для семейного досуга». И ничего, что рядом у них стоит один глянцевый мужской журнал, на котором написано «Учись сексу у лесбиянок», а на обложке другого — дюжина обнажённых девушек. У людей есть стереотип: если это что-то рисованное, то оно обязательно для детей.
Поэтому неудивительно, что издателям, не желающим попадать под ненужные судебные разбирательства и не окупаемые без поддержки магазинов затраты на производство, пришлось подстраховаться. Так, ещё в ноябре прошлого года «Фабрика Комиксов» сообщили о «взрыве страстей во внутреннем цензурном комитете» издательской группы АСТ, вызванной содержанием второго и третьего томов юрийной «Чиралити», и последующим отказом пускать оную в печать. Позднее та же участь коснулась и сёнэн-айного «Любимчика» (второй том всё-таки выпустили, но уже без поддержки АСТ).
В более сложной ситуации оказалось в начале года издательство «Палма Пресс», рассказавшее читателям о наболевшем в своём предновогоднем обращении:
Сейчас мы сомневаемся, насколько целесообразно продолжать нашу деятельность в условиях, когда часть наших книг до читателя просто не дойдёт.
Судя по всему, даже собственный магазин издательства «Мангаз» не помог сократить потери: как известно, «Палма Пресс» перестали иметь к нему отношение и снова ушли в «режим ожидания».
Где после плотного выпуска новинок в начале года оказалось и издательство «Росмэн».
Сайт «Росманги», очевидно, так и не появился. На вопрос о продолжении «Мобильной маргаритки» («Манги года-2011» по версии читателей портала «Мангавест») руководство «Росмэн» ответило не утвердительно и с объявлением примерных сроков, а уклончиво «Надо лицензию продлевать…». В текущих планах издательства — только допечатки и третий «Дораэмон» в октябре. Наконец, объявленная в марте новинка «Характеры-хранители» произвела больше впечатление «залежавшейся в закромах», чем именно новой — в отличие от тех же «Faster than a kiss» и «Kaichou wa Maid-sama!», первый том не заставил себя ждать слишком долго, да и обложка российского издания появилась вместе с новостью о лицензировании.
Встало производство и у «Истари комикс»: с начала года свет увидели лишь два новых тома — «Голос далёкой звезды» и вторая «Песня куклы». Мало того, в феврале издательство чётко дало понять о нехватке финансирования, объявив о старте совместной с компанией «Реанимедиа» акции — предзаказе пятого и шестого томов манги «Волчица и пряности», необходимого издательству для ускорения выпуска серии. Несмотря на давность акции, сейчас пятая «Волчица» только ожидается к выходу.
Впрочем, сама попытка продолжить выпуск похвальна, далеко не все оказались способны на такой подвиг. К примеру, издательство «Азбука» в начале года просто заявило о нерентабельности серии «Ди, охотник на вампиров» и о своём решении её «заморозить».
Затормозилась и работа издательства «Прайм-Еврознак»: стартовавшие в середине 2010-го длиннющие, многотомные манхва-сериалы сначала снизили обороты, а затем и вовсе были переданы в руки «Астрели». В то же время, попытки оной закрепиться на российском рынке манги выглядят неубедительно — в 2012-ом издательство успело выпустить мало заинтересовавшие публику однотомник «Такаси. Я — не герой», манга-адаптацию «Ромео и Джульетты» Шекспира, америмангу «Возрождённый» (нарисованную по сценарию небезызвестного Кристофера Харта), пару томов подхваченных после «Прайма» «Хроник проклятого меча» и первый том их же «Рагнарока». В феврале был объявлен и совместный с «Фабрикой» проект по выпуску детской франшизной манги «Metal Fight Beyblade», хотя его судьба теперь неизвестна. Вот только несмотря на такое, казалось бы, немалое количество и разнообразие новинок, выбор лицензий и качество подготовки изданий «Астрели» до сих пор не вызывают интереса публики.
С цензурой АСТ и заворачиванием серий в начале 2012 года не закончились и проблемы у «Фабрики» — напротив, появилась причина открывать свой собственный интернет-магазин, который именовали «Буфетом». Вновь давшие о себе знать заморочки с издательством «Gentosha» в лице покинувшего нас «Токиопопа» затормозили выпуск давно ожидаемых серий. А необходимость в урезании гонораров за главы для «MNG. Альманаха русской манги» пошатнула и без того не слишком стойкую веру в востребованность отечественных работ.
Вот так к началу 2012-го российский мангапром ждал неутешительный прогноз: непогода.
Sorry, the comment form is closed at this time.
законопроекты это жесть. страшно в такой стране жить. и да, жду проды, а то только разогрелся и все уже
Ну всё, приехали. Непогода — мягко сказано. Это начало апокалипсиса для мангаиндустрии.
Анон,
Так в других странах ещё более жёсткие законы, причём, давно.
И не в законах дело, тем более, что под них мало что попало, а в том, что меньше стали покупать. Вот и всё.
Что конкретно мало стали покупать??? О чем Вы? Цензура в стране. Причем противоречащая Конституции РФ (Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации цензура запрещена).
«У людей есть стереотип: если это что-то рисованное, то оно обязательно для детей.» — этим все сказано.
И не в законах дело, тем более, что под них мало что попало
===============================
Мало что? А как же любимый советский мультик?
http://www.vesti.ru/doc.html?id=890420
1.11
«Что конкретно мало стали покупать???»
—
Печатную мангу и это факт. Доказательство — уменьшающиеся тиражы и более редкий выход, даже у Комикс-Арт, у которых проблем с цензурой нету.
====================================================
«Цензура в стране.»
—
Вы видимо не видели, например, зацензуренный визовский Tenjho Tenge.
А вон у немцев, вообще, запретили издание Mortal Kombat — вот это действительно трагедия.
То есть в США цензура есть, в Германии есть и других странах есть — и вы это считаете не правильным?
***********
Поправочка: Tenjo Tenge был жёстко зацензурен издтельством CMX,а вот недавно(и сейчас) переиздается издательством VIZ без цензуры, но в целофане и с опознавательными знаками.
и вы это считаете не правильным?
===============================
Это правильно, но в определенных аспектах. «18+» на «Ну погоди!», имхо, не правильно. Ведь столько людей, как курящих, так и некурящих выросло на нем!
Курящих слишком много выросло((((
========================================
Кстати, раз уж о Tenjo Tenge написал, то вот как его зацензурили, цитата:
This book has been HEAVILY edited from the Japanese original — most of the editing was done to remove nudity and tone down sex scenes, but the dialogue was also edited to remove sexual references, the word «killed» was changed, a character giving the middle finger was edited to cover it up, etc. All together 36!! edits in this volume. The edits are really bad too — obvious and substandard work.
This is a book aimed at older teenagers (16+) and adults. DC has tried to edit it to make it suitable to 13 year olds. The result is a product that appeals to no one — itr is still too racy for 13 year olds — there is a rape scene in vol 1 for instance, but at the same time it is now un-appealing to older audiences.
Если не знате английского, то можно тут перевести http://translate.google.ru/
Я о скорее о том, что русскому хорошо то немцу смерть. Нет, наоборот. Каждый подразумевает контент по своему, поэтому найдутся те, кто посчитает фразу/сцену/фрейм двусмысленным, и вырежет/спрячет/замаскирует все то, что не нравится. Естественно, полной правдивой картины от этих «ювелирных действий» мы уже не увидим.(
Ещё наглядные примеры «ограничений по возрасту»:
===========
http://www.amazon.de/Arrietty-wundersame-Collection-Special-Edition/dp/B005BZ6NBY/ref=sr_1_37?ie=UTF8&qid=1347119129&sr=8-37
===========
http://www.amazon.de/Dragonball-Box-Episoden-1-28-DVDs/dp/B007DCTY3W/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1347119083&sr=8-1
===========
http://www.amazon.de/Rurouni-Kenshin-Trust-Betrayal-Blu-ray/dp/B00840GUV6/ref=sr_1_13?ie=UTF8&qid=1347119094&sr=8-13
===========
http://www.amazon.de/Kite-Liberator-Uncut-DVDs/dp/B007VAC5PA/ref=sr_1_2?ie=UTF8&qid=1347119561&sr=8-2
===========
ИМХО, цензура для детей нужна, но не такая как с Tenjo Tenge сделали, вырезая и коверкая рисунок.
Опознавательного знака вполне достаточно.
А ещё в США как раз из-за цензуры не стали издавать Кэнити, так как посчитали, что на одной взрослой аудитории будет не рентабельно.
Курящих слишком много выросло((((
================================
Да неужели из-за «Ну погоди!»?)) Так повелось, что работа дураков любит) Рубят сплеча, и не думают) А если говорить о взрослой аудитории, то да, не рентабельно. Подростковая самое-то. Взрослая больше, думаю, на журналы/газеты/интернет нацелена.
1.11
Не запретили и слава Богу, а как вам такое:
http://lilipucienne-sofia.skyrock.com/3012999127-One-Piece-Et-La-Censure.html
))))) Посмотрите видео, это того стоит)))))))))
Вот это да……………………………………………………………….
Да уж… Удивляет только трудолюбие людей)) Хотя наверняка не белыми ручками европейцев все убиралось/дорисовывалось…(
Охохох, русская рулетка. Первый на исход Росманга, полагаю.
Да так-то нормальная вещь цензура. Только в России еще не научились все сразу делать как надо и рубят с плеча, как выразился кто-то. Таким образом, Дом 2 без проблем показывают днем, а «Ну погоди!» запретили. И да, мангу действительно плохо покупают.
А почему про ЭКСЕЛЬМЕДИЮ ни слова?
> а “Ну погоди!” запретили
«Ну, погоди!» никто не запрещал. Журналисты написали, что по новым законам у мультика формально должен быть недетский рейтинг, а люди, блин, читать не умеют, что написано.
.
> А почему про ЭКСЕЛЬМЕДИЮ ни слова?
Потому что всем пофигу?
АНОНИМ,
>А почему про ЭКСЕЛЬМЕДИЮ ни слова?
Цитата с поста: Дайджест разбит на четыре части, которые будут публиковаться с небольшим временным промежутком.
Просто у них все хорошо . Видно же. Выпускают регулярно. А главное не ноют и побираються как остальные. И звезд из себя не строют , автографы и интерьвью не дают.
Спасибо за дайджест
не вижу выообще никаких предпосылок к сокращению продаж
как раньше брали так и теперь берут
какая покупательная группа выпала то?
>>А почему про ЭКСЕЛЬМЕДИЮ ни слова?
Пост проплачен?
Спасибо за возвращение дайджеста)
А вот и про Xl-media написали, и как и ожидалось — только Хорошее
karlan
не вижу выообще никаких предпосылок к сокращению продаж
как раньше брали так и теперь берут
какая покупательная группа выпала то?
Когда манга начала появляться в России это был новый, интересный, необычный продукт, который привлек не только любителей манги, но и тех, кто просто любит необычные вещи. Потом манга перешла в мейнстрим и эти покупатели отпали )
Второй и самый главный момент это то, что в Росси появилось большое количество издателей манги. И если вначале, когда выпускалось примерно 6 разных томиков манги в месяц, среднестатистический покупатель мог купить их все, то когда стало выпускаться 30 томов в месяц, покупатель так и остался в состоянии купить 6 томов, так что грубо говоря произошло падение продаж в 5 раз.
Ну и третий момент, общее для книжного и журнального рынка падение продаж, которое в будующем только усилится. Бумагу теснит электроника.
то когда стало выпускаться 30 томов в месяц,
======
в моём мире такого никогда не было
когда стало выпускаться 30 томов в месяц,
==========================
О.о ФК в лучшие годы не больше 10 томов в месяц выпускала… Нет, конечно, можно сложить продукцию разных из-в вместе, тогда может 30 томов и получится, но… =/
Вклинюсь ^^»
В основном за 2010-2011 года, когда был подъём мангапрома, в среднем выпускалось не более 20 томов в месяц. Но мы не считали комиксы, это если только о манге говорить.
Ну да, про 30 немного загнул, в пик выпуска мангапрома в апреле 2011 в месяц вышло 26 томиков.
Посчитаем:
===============
берем апрель 11 (более-менее стабильный отрезок времени)
Складываем КА-10, ФК-7, ПП-2, РМ-2, XL-1. Итого: 22
————————
Добавляем «Демон Кинг — Король Ада» т.3 + «Возрождение» от Прайм-Еврознак
и «Невеста речного бога» т.6 + «Одной крови» т.2 от Истари комикс
Получаем 26
Ещё у Прайм Еврознак 2 тома было и у Истари 2
Ага) Досадное упущение.
Я тут задумалась прикупить серию Школы убийц… Посмотрела, последний том был выпущен аж год назад… Никто не подскажет, Сакура-пресс совсем сдулась? Т е продолжения серии от нее можно не ждать?
Sheff, Сакура пока дышит, хоть и медленно. Кстати, Школа убийц выходит с регулярностью в год (вот Таинственную игру я жду уже года четыре, с ней проблемы. Как и с Хроно). Так что покупайте, в самой серии 15 томов, так что, если повезёт, лет через 10 будет коллекция +__+
Спасибо за ответ. Я наверно всю серию возьму, если они еще хотя бы один том выпустят. ну или если посылка от интернет магазина будет недостаточно большой для отправки.
…долго ждать придётся. Год, может =___=’ я тут на сайт от скуки сходила, так вот последний томик Ганслингеров был год назад! Обалдеть, значит, в этом году их не было *и не предвидится*