«Часом пик» в программе фестиваля оказалось выступление под названием «Читатели и издатели манги — кто на какой стороне баррикад?», подготовленное Константином Галаевым.
В манга-издании Константин не новичок: он принимал участие в работе «Сакуры-пресс», самого первого российского манга-издательства, а в августе прошлого года попал в «Росмэн» и теперь является ответственным за недавно разработанный ими бренд «Росманга».
Мы немного реконструировали стенографию для большей связности, и хотим принести извинения за возможные неточности, касаемые вопросов из аудитории, так как чаще всего их задавали без микрофона.
Своё выступление я хотел посвятить рынку манги в целом: что на данный момент сложилось и как в этой ситуации выглядят отношения наших российских манга-издателей и читателей.
По роду своей деятельности я общался с представителями других издательств и часто встречал такое мнение, что на данный момент рынок манги в России уже сформирован, заполнен и в дальнейшем его расширении перспектив особых нет: в игру вступили крупные российские издательства, лицензировано немало бестселлеров, они создали неплохие продажи в России; количество выпущенной манги уже перевалило за четыре сотни, лицензировано более двухсот серий; суммарный тираж изданий 2010 года приближается к миллиону экземпляров. Казалось бы, по сравнению с тем, что было три года назад, когда на рынке были только «Фабрика» и «Сакура-пресс», всё кардинально изменилось.
Но вместе с тем есть ряд показателей, которые позволяют делать выводы о том, что рынок манги в России ещё не развит окончательно и всё ещё находится в процессе своего формирования. И основная причина такой неразвитости рынка заключается в том, что суммарный тираж растёт достаточно медленными темпами. Мало того, если сравнивать тиражи, которые были вначале, с текущими, заметна тенденция к их уменьшению даже у таких популярных серий как «Наруто», «Тетрадь смерти» и «Блич».
В чём причина насыщения рынка и почему перспектив в дальнейшем расширении издатели сейчас не видят?.. В данный момент издатели ориентируются на хорошо знакомого с мангой читателя, который читал мангу в интернете, имеет представление о том, что ему больше нравится, следит за новинками и так далее. Но количество таких читателей ограничено, и их покупательная способность накладывает на рынок свой отпечаток.
К тому же, читатели-фанаты заинтересованы в том, чтобы смотреть или покупать какие-то актуальные серии, популярные именно «сейчас». И то, что выпускают российские издательства, им уже не интересно. А издателям, в свою очередь, сложно гнаться за интересом этой фанатской группы, и их выбор лицензий обуславливается немного другими соображениями.
В своё время мы посмотрели существующие в России лицензии и отметили, что сейчас на рынке в основном представлен сёнэн, а доля манги для девочек очень небольшая. Поэтому в качестве первых лицензий мы запросили мангу сёдзё-направления, и в этом году будет запущено сразу несколько таких сериалов: «Мобильная маргаритка», «Карэ Кано», «Оран»… И будет ещё ряд произведений издательства Hakusensha.
С другой стороны, есть и другая категория читателей — потенциальных. Пока они не являются активными поклонниками аниме- и манга-продукции, но время от времени что-то покупают.
Если взять количество томов, которое издано сейчас (400), и сравнить с количеством лицензий, мы заметим, что много серий издано по одному-два тома. Соответственно, когда в магазин заходит такой человек, потенциальный читатель, который пришёл выбрать что-то на свой вкус, он теряется во всём этом ассортименте. Он может просто не найти ту серию, которая его заинтересует и заставит зайти в магазин снова, купить что-то ещё. Поэтому даже популярные серии, которые неплохо стартовали, в итоге скатились к меньшим тиражам.
Наши японские коллеги об этом предупреждали. Они как раз делали упор на то, что для продвижения манги требуется какой-то популярный сериал, способный выйти за пределы аниме- и манга-комьюнити, и приобщить к манге нового читателя. В России был ряд вариантов на роль такого лидера, в частности — у издательства «Комикс-Арт», — но пока что особого прогресса не видно.
Сейчас надежды завоевать новую читательскую аудиторию возлагают на One Piece, аниме-версию которого, как недавно стало известно, лицензировали, опять же, «Комикс-Арт». Но я могу предположить, что и «Росмэн» с «Росмангой» сможет сделать какой-то вклад в этом направлении. У нас сложились хорошие отношения с японским издательством Shogakukan, и мы провели переговоры на публикацию манги «Дораэмон». Одно из условий издания тоже было связано с показом аниме-сериала, поэтому осенью, помимо выпуска собственно манги, должен будет начаться и показ аниме.
Манга-лидер должен быть рассчитан на более широкую аудиторию, а не только на фэндом. И у One Piece в этом плане есть неплохие шансы: эта манга популярна среди всех возрастов, она достаточно успешно публиковалась как в Японии, так и во всём мире. А «Дораэмон» — это такой популярный детский сериал, который может выйти за пределы фэндома за счёт того, что его для своих детей будут покупать родители. Ведь манга-изданий, которые были бы ориентированы на читателя меньше десяти лет, в России сейчас нет.
Помимо того, успех любой манги зависит от качества издания, и перевода в частности. Ведь когда человек приходит в магазин и листает томик, важно, чтобы история заинтересовала его с первой страницы. А если читателю начинают попадаться какие-то «тяжёлые» места и некачественное оформление, то, скорее всего, томик отправится обратно на полку.
В течение последних лет я заметил некоторый прогресс в этом плане: большинство издателей поднимает качество своей продукции, но расти ещё есть куда, и я надеюсь, качество перевода тоже будет улучшаться.
Тема популярных среди фанатов серий потянула за собой вопрос об онгоингах и не только:
Не было идеи устроить своего рода эксперимент и попробовать издавать какую-то серию если не одновременно, то хотя бы с небольшим отставанием от онгоинга? И не планирует ли издательство выпускать не только мангу, но и ранобэ?
Выпуск ранобэ наше издательство в качестве перспектив пока не рассматривает, но я думаю, на российском рынке оно скоро появится. Что касается первого вопроса, то чтобы издавать онгоинг параллельно с Японией, нужно утрясти немало проблем. Как, например, обоснование для издательства перспективы покупки такой манги. Потому что если серия не фигурирует на первых местах в каких-то читательских топах и у неё нет истории успешных продаж за пределами Японии, издательству сложно принять решение о её закупке. Также есть определённые препятствия со стороны японских издателей, так как они не торопятся продавать новинки. Ну а чтобы догнать старый онгоинг, придется сильно вложиться в издание нескольких десятков уже вышедших томов. Вообще это, конечно, было бы перспективным, потому что серии, которые лицензированы сейчас, как правило, старые. Но онгоинги, опять-таки, интересны в первую очередь для фанатов, которые уже читают мангу в интернете, а это очень небольшой процент от общей покупательской аудитории. Широким массам это ничего не даст. Так что издать-то можно, но в совокупности популярность в России такого онгоинга будет мало отличаться от популярности уже давно раскрученных в Японии серий.
Задали вопрос касательно темпов выпуска издательств, и «Сакуры-пресс» — в частности, на что Константин Галаев ответил так:
Темпы издательства «Сакура-пресс» в данном выступлении я предпочту не обсуждать. У них есть свои вполне объективные причины.
А если вообще, то темпы выхода манги определяются покупательским спросом. Какие бы профессионалы или фанаты своего дела в издательстве ни работали, они считают деньги. И темп выхода «том в три месяца», как правило, обусловлен тем, что тираж данной манги расходится именно за три месяца.
Волновало аудиторию, почему многие издательства быстро выпускают 1-3 первых тома, а потом переключаются на другую серию:
Это может быть связано с несколькими моментами. Например, с тем, что закуплено большое количество серий, и по каким-то из них начинают истекать сроки лицензий. Также в книготорговом бизнесе считается, что книги с новыми названиями какое-то время лучше продаются. Плюс всегда есть надежда, что, возможно, новая серия затронет какую-то ранее непознанную струну читательской души, и это тоже подстегнёт продажи. Поэтому, с точки зрения бизнеса, серии более десяти томов издавать сложно и много прибыли на этом не получить. Всегда выгоднее начать что-то новое и получить дополнительные деньги. Сейчас, как я уже отмечал, заметна тенденция к снижению тиражей. Все издательства практически одинаково отреагировали на наполнение рынка, и тиражи снизились до того количества, которое успевает распродаваться в приемлемые сроки — а это 2-4 месяца. Да, лицензий много, но если каждый том издавать только таким образом, в итоге прибыли он приносит мало, и на рекламу и другое продвижение денег уже не остаётся.
Не менее важный для читателей вопрос заключался в стоимости томиков, и вот как представитель издательства «Росмэн» прокомментировал ситуацию с увеличением цен:
За последний год манга заметно подорожала, и здесь всё упирается в тот же вопрос — тиражи. Сейчас средний тираж составляет 5-7 тысяч, что накладывает ограничения на оптовую цену, которую мы предоставляем магазинам, а магазины добавляют к ней свою накрутку — так возникает итоговая стоимость. И есть определённая планка, на которую ориентируются сами магазины, конкурируя между собой. Поэтому в итоге мы имеем такой разброс: в интернете томик можно купить и за 90, и за 100 рублей, в то время как в магазинах он стоит от 150 до 160. Снижение цен возможно, если удастся значительно расширить спрос, который потянет за собой увеличение тиражей и снижение отпускных цен у издательств. Но дальше уже вопрос в магазинах. Если они захотят увеличивать прибыль за счёт оборота и продавать больше, но по меньшей цене, то стоимость будет снижаться. На мой взгляд, оптимальная цена для томика манги — это 100-120 рублей, но сейчас всё, конечно, дороже.
Интересовались и изданием хентая, на что последовали чёткий ответ и довольно интересные рассуждения:
С точки зрения «Росмэна» всё просто: у нас детское издательство, мы на такое по определению подписываться не можем. Другие?.. В принципе, кто-то уже пытался. Неплохо вот осветили тему «бойз лав». Прибыль, как я слышал, тоже неплохая. Но в плане развития рынка, на мой взгляд, в долгосрочной перспективе это сыграет роль неположительную. Когда на одной полке с «Наруто» стоит какой-нибудь яой от «Палмы Пресс», это может с лёгкостью отпугнуть не готовых к откровениям и пока плохо разбирающихся в манге читателей. Мало того, когда сами закупщики магазинов наталкиваются на подобные содержания, они тоже начинают ко всей манге относиться с предубеждением. А иногда даже к названиям… Например, с нашим «Семенем тьмы» была такая история: из одного магазина пришёл отказ на приобретение данной книги, потому что у нас, оказывается, «название неприличное».
На своём пути от издания до полок манга вынуждена проходить ряд этапов, связанных с людьми, которые самой мангой мало интересуются и, как следствие, плохо в ней разбираются. Как правило, закупщики из магазинов оценивают её по принципу «нравится/не нравится», поэтому чтобы донести мангу до читателя, нужно работать именно с этими людьми.
В течение этой весны я ездил по ряду московских магазинов, делал обзоры наших новинок, общался с продавцами-закупщиками, и, пожалуй, лишь в «Библио-Глобусе» я столкнулся с людьми, действительно разбирающимися в том, что они покупают. Они делят мангу по сюжетам и возрастам, следят, чтобы дети не лезли в книги для взрослых и так далее. Но это фактически единичный случай, а в региональных магазинах вопрос стоит ещё острее.
Последовало предложение расставлять мангу просто по жанрам, вместе с другими книгами заданной тематики, но, как оказалось:
С точки зрения продаж это, опять же, не лучший выход, потому что так манга вообще затеряется среди других книг, и тогда её уже никто не найдёт. Конечно, хорошо, если в каждом магазине будет отдельный стенд, разделённый, например, по возрастам, и чтобы он был как-то дополнительно оформлен, привлекал внимание, но пока даже в московских магазинах это есть не везде.
Ну и, конечно, на таком фестивале как «КомМиссия» не могла быть не затронута тема русской манги.
Опыт издания российских авторов уже имеется — например, здесь есть представители «Истари комикс», издавшие «Скунса и оцелота». Знаю также, что у «Фабрики комиксов» пошла достаточно активная работа с нашими художниками. Но издательство «Росмэн» пока к такому шагу не готово. Причина здесь совершенно простая и объективная: мы издаём бестселлеры, прошедшие отбор в Японии, и выбираем их по жанрам, ориентируясь на российский рынок. А то, что сейчас рисуется в России, — это пока первый опыт. Сложно будет обеспечить регулярность выхода, сложно будет предоставить издательству достаточно веское обоснование, что эта манга будет продаваться. К сожалению, пока что я видел мало российских проектов, которые можно было бы сейчас издать.
Немаловажно также, что лицензии, которые издательство закупает у японцев, получаются такие дешёвые, что наши художники вряд ли будут готовы рисовать что-то за столь скромные деньги. И выход у них остаётся буквально один — через альманахи и самостоятельную раскрутку. Я бы посоветовал сейчас ориентироваться на интернет-аудиторию, создавать авторские сайты со стрипами или полноценными историями, формировать аудиторию, знакомую с вашими персонажами и сюжетом, и только потом обращаться к издателям с целью издания этого материала на бумаге. Так будет и вам легче обосновать перспективность проекта, и издателю проще понять, что ему предлагают.
Sorry, the comment form is closed at this time.
Как человек, слегка знакомый с экономикой, готова подписаться под каждой строкой рассуждения. Но… последние два месяца цена на мангу растет едва ли не в геометрической прогрессии… Создается впечатление, что про особенности эластичного спроса никто из издателей/продавцов не осведомлен… И то, я живу недалеко от Москвы. В том же Новгороде томик «Наруто» еще прошлым летом стоил за двести:(
Цены на полке, к сожалению, устанавливает не издатель. Отпускная цена в торговые сети более чем демократическая.
У нас в Подольске манга недорогая
За последние пару месяцев закупочные цены на мангу поднялись рублей на 10.
Так что неадекватный рост цен целиком на совести продавцов. Раз у Ниньи в городе цены высокие — значит, нет конкурентной гонки между продавцами, никто не борется за этот рынок. Вон в Ростове мангу можно найти по 130-120 рублей, между прочим.
Самая годная статья из всех.
Да вам, господин оратор, только броневичка не хватает и айда звать всех на баррикады!
Вытравим весь цвет, станем все черные и белые. Видите ли вас яой с хентаем не устроил.
Жмет прокрустово ложе. А что же вы про скороспелых деток из Каре кано позабыли.
Уж слишком вы, господин оратор, на павлина смахиваете или на Нарцисса. Так и хочется плюнуть!
Все о рубле да о рубле. А сколько хлеб с начала года подорожал?! Никто не подсчитывал?!
Все-то вы знаете, все-то вы можете. Судить по 10 томам о ваших способностях очень сложно. А все туда же – на мировое господство заглядываетесь. Только вот всех остальных сравнивать с грязью не надо. Ишь ты!!! Выискался!
Что это было?
Хз. Интеллектуальный Чужой какой-то.
О какого знатного тролля тут откормили. Покруче всяких доброчанов.
Это скорей всего Саша Рау глав ред. Пальмы возмущается))))