Российский рынок манги в 2010 году
ЧАСТЬ 1 1. Российский рынок манги в 2010 году
2. Рейтинг жанров манги на 2010 год
3. Манга и магазины
4. Обзор мероприятий 2010 года
5. Краткие итоги первой части Дайджеста-2010


Если в начале прошлого года у кого-то и оставались сомнения, что лицензионная манга пришла в Россию всерьёз и надолго, то к 2011-ому они должны были развеяться. Хотя бы одним томиком манги, манхвы или америманги отметились уже восемь новых издательств — в два раза больше, чем в 2008-ом, когда на рынок пришли «Комикс-Арт», «Палма», «Истари» и прекратившие деятельность «Си Джи Пресс».

Появление издательств на рынке манги

Нельзя сказать, что все «новички» успели прочно обосноваться на рынке. Импринт АСТ «Астрель», а также «Азбука» и «ОЛМА Медиа Групп» — издательства, по сути, «всеядные», без какой-либо конкретной тематической направленности, и их манга-издания пока что кажутся больше пробами пера или экспериментом, чем организованными действиями по закреплению на манга-рынке. «Прайм-Еврознак», теперь входящие в издательскую группу АСТ, занялись выпуском длинных, но малоизвестных корейских сериалов; приведёт ли это к чему — неизвестно.

Более основательно подошли к данному вопросу в «Росмэн». Несмотря на то, что издательство давно закупило лицензии, спешить с выпуском не стали, а предпочли сначала найти людей, способных грамотно подойти к делу — первые результаты их трудов мы наблюдали совсем недавно.

Отличилась и компания «ЭксЭл Медиа», предпочтя на данный момент специализироваться на манге, рассчитанной на конкретную аудиторию.

 

В 2010-ом в качестве эксперимента мангой занялись и «непрофильные» издательства. Так в прошлом году свет увидела первая книга из серии «Образовательная манга» издательства «Додэка-XXI». Рассчитанная на заведомо узкую аудиторию «БиоГрафическая новелла», подготовленная московским фондом «Сохраним Тибет» и Обществом дружбы «Калмыкия — Япония», поведала об истории жизни Далай-ламы XIV. Не обошли вниманием и всевозможные пособия по рисованию манги, среди которых особо выделяются два тома за авторством Харуно Нагатомо от издательства «Прайм-Еврознак».

Постепенно начинают издаваться русские авторы. В прошлом году были выпущены первые тома «Сунснего мура» и «Скунса и оцелота». Из запланированного на 2011-ый — большой пакет отечественных проектов всех мастей от «Фабрики».

 

Паровозом манга потащила за собой и комиксы: по одной книге вышло у «Комикс-Арта» («Песочный человек») и, опять же, «Фабрики комиксов» («Чёрная дыра»). Но и прочие издатели не отстают: случайно так совпало или стало закономерностью, но именно в 2010 году свет увидели несколько твёрдообложечных изданий («1602», «Росомаха. Начало», «Пришествие Галактуса» и др.) от «Комикс Лтд.», тесно сотрудничающих с Marvel. Однако по-прежнему американская школа комикса представлена в основном историями о супергероях и пока не дотягивает до разнообразия выпущенной на русском манги.

 

Обратной стороной возрастанию количества издателей манги явилось низкое качество большинства подготовленных ими изданий: для вёрстки выбраны неподходящие шрифты, текст не умещается в баллоны; звуки либо небрежно подписаны шрифтами, либо вообще оставлены без внимания; ретушь отсутствует или крайне неаккуратна; перевод чаще выполнен с английского, чем с оригинала. Немалая доля выпущенных книг сочетает две-три подобные «особенности», а некоторые собирают полный набор.

Характерным признаком издательств-«новичков» является также своеобразный подход к выбору лицензий: их внимание привлекают либо громкие серии («Ди», «Сумерки», «Повелитель стихий»), либо совсем неизвестные и в своём роде достаточно «штамповые» («Возрождение» и т.п.). Правда, яой при этом держится особнячком.

Зато на этом фоне выгодно «засияли» издания «ветеранов»: «Фабрика комиксов» к концу года разобрались с наиболее проблемной типографией (однако томики с плохой печатью, к сожалению, всплывали и осенью), «Комикс-Арт» в целом улучшили качество перевода и ретуши, а «Палма Пресс» разбавили яой громкими сериями.

 

В начале 2010-го за месяц выходило не более десяти томов, к концу года стабильные двадцать томов в месяц стали вполне достижимы. В этом году к мангаизданию наконец подключатся «Росмэн», должны ускориться «Фабрика» и «Комикс-Арт». И, вполне возможно, на рынок манги придут новые игроки.

Таким образом, с определённой долей вероятности можно утверждать, что через год мы будем говорить о тридцати томах в месяц как о само собой разумеющемся.

 

Рейтинг жанров манги на 2010 год »»»
15 февраля 2011 04:01
0
9
9 комментариев
Сириус Блэк
Вторник, 15 февраля 2011 11:03

360 томов год? I want! :)

Дмитрий Марков
Вторник, 15 февраля 2011 13:23

Спасибо за обзор. Что касается отечественных проектов, то вы про «РуМангу» забыли здесь упомянуть (13 выпусков для подобного проекта очень даже неплохой результат).

Из интересных отечественных проектов 2010 года можно еще отметить выход «Холмса» (Козлов Леонид Васильевич)
http://www.kitoni.ru/index.php?id=2361

И «Стервы» (Ткаленко А., Воронович Е.)
http://28oi.ru/item/495

Кроме того прошедший год порадовал выходом некоторого количества «неформатных» визуально-ориентированных изданий, таких как:

— «Кот Саймона сам по себе» Саймона Тофилда, являющегося продолжение «отечественного бестселлера» о приключениях Кота Саймона. Во втором томе автор немного изменил стиль повествования, объединив все маленькие истрии кота-горемыки единым сквозным «сюжетом» (кому-то из читателй такой подход не очень понравился, но продавалась эта книга все равно очень хорошо). http://www.ozon.ru/context/detail/id/5632794/

— «Малыш Немо в Сонной Стране Том 1.» Винзора МакКея (1905 года издания) очень, очень, очень дорогое раритетное издание для ценителей и коллекционеров от нового издательства Zangavar (Цена 3500 руб.). Для понимания того, что именно представляет из себя этот шедевр эпохи модерна пожалуй лучше всего будет процититировать отрывок из рецензии самого издательства:

«Мы с гордостью представляем впервые издаваемый на русском языке легендарный сказочный комикс гениального американского художника и мультипликатора Винзора МакКея, признанный во всем мире как непревзойденный и неповторимый шедевр, покоряющий уникальным художественным мастерством, безграничной фантазией автора и новаторскими методами, определившими новый жанр изобразительного искусства. Долгое время, с момента своего более чем вековой давности дебюта, эти сокровища были недоступны широкой публике в оригинальном размере и цвете.»

Продолжение можно прочитать здесь: http://zangavar.com/books/nemo/

Но все-же лучше один раз увидеть (в хорошем качестве я этой полосы в сети не нашел, поэтому выкладываю скан из французской книги по истории комиксов)
http://img811.imageshack.us/img811/7891/nemod.jpg

— «Муми-тролли». Полное собрание комиксов. Том 1 (1954–1959 годы) Туве Янссон (опять-же издательства Zangavar)

Лично для меня это издание стало настоящим откровением. Еще с дества я очень любил читать истории о маленьких бегемотикх и других забавных обитателях Муми-дола, но даже предположить не мог, что Туве Янссон нарисовала не только замечательные иллюстрации к своим произведениям, но еще и целую серию комиксов об этом мире!

http://zangavar.com/books/moomin/

P.S.

Пожалуй стоит еще отметить: появление в 2010 году серии «Книга с историей» (Издательский Дом Мещерякова) — безумно дорогих репринтных изданий, проиллюстрированных лучшими художниками своего времяни. http://www.idmkniga.ru/catalog/?series=19 ; выход концептуального романа Умберто Эко «Таинственное пламя царицы Лоаны» (вернее его появление в доступных мне магазинах т.к. вышла книга уже достаточно давно), в котором визуальные образы призваны стать полноценной составной частью произведения (к данному направлению думаю можно отнести и издание «Кольцо Огня» П.Д. Баккаларио
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5625121/); появление качественных изданий отечественных авторов с полноценными иллюстрациями (к примеру «Сокол и Ласточка (иллюстрированное издание)» Акунина http://www.ozon.ru/context/detail/id/4417394/ «Недотепа (иллюстрированное издание)» Лукьяненко http://www.ozon.ru/context/detail/id/4507689/ и др.)

Orbita
Вторник, 15 февраля 2011 20:06

«»Для понимания того, что именно представляет из себя этот шедевр эпохи модерна пожалуй лучше всего будет процититировать отрывок из рецензии самого издательства:
“Мы с гордостью представляем впервые издаваемый на русском языке легендарный сказочный комикс гениального американского художника и мультипликатора Винзора МакКея, признанный во всем мире как непревзойденный и неповторимый шедевр, покоряющий уникальным художественным мастерством, безграничной фантазией автора и новаторскими методами, определившими новый жанр изобразительного искусства. Долгое время, с момента своего более чем вековой давности дебюта, эти сокровища были недоступны широкой публике в оригинальном размере и цвете.”»

Тоже мне достижение. В чём уникальность, если их сто лет в обед издает на Западе
Checker и Dover. Покупаются файлы и хлопается тираж. Потом накрутка 1000 процентов, чтобы все ах…

Дмитрий Марков
Вторник, 15 февраля 2011 20:42

На Амазоне этот томик (на английском) стоит 260$. Плюс доставка… хм…

Orbita
Вторник, 15 февраля 2011 21:02

В Dover вроде дешевлей

Дмитрий Марков
Вторник, 15 февраля 2011 22:19

Да я просто к тому, что подобные издания нужны лишь натоящим фанатам (коих немного). Не удивлюсь если у него тираж всего 100 экз. окажется. Я вот тоже на новый год заказал себе два альбома — Роквела и Лейндекера. Была бы возможность купить их на русском, еще-бы по тысячи сверху за каздый доплатил. Проблема в том, что я прекрасно понимаю, что ни Роквел, ни Лейндекер тут кроме меня ни кому и даром не нужны. Я бы еще альбом работ Фреда Тейлора заказал, да он даже на английском не выходил… (т.е. заказать нельзя ни за какие деньги вообще). :)

Orbita
Вторник, 15 февраля 2011 23:30

вот вы столько всего назвали, Дмитрий Марков
а кто эта все?
извините за офтоп

Веснушка
Среда, 16 февраля 2011 00:00

Замечание: АСТ не является новичком, ибо «Сакура-пресс» и «Фабрика комиксов» пользуются поддержкой АСТ, можно сказать они являются теми многочисленными издательствами, которые существуют благодаря АСТ, но сохраняют при этом свои названия…
чтобы не быть голословной откройте концевые титульные страницы томиков от обоих издательств, и там вы увидите: Оригинал-макет подготовлен при участии ООО «Издательство АСТ» и адрес в обоих случаях одинаков…
а на некоторых томиках ФК уже на титульной странице пишут АСТ — «Дикие клыки»

Дмитрий Марков
Среда, 16 февраля 2011 08:17

> «а кто эта все?»

————————————————————————

Вот тут я с ребятами небольшие обзорчики делал по самым интересным художникам старой школы (из тех что нам попадались).

Старые комиксы США и Англии.
http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=100

Художники старой школы (США, Англия)
http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=1715

Небольшая подборка материалов по ретро-фьюча стилистике (США, Англия, СССР)
http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=186

Sorry, the comment form is closed at this time.