Семинар «Манга: Тенденции 2010 года и рекламные приёмы»

«В качестве послесловия»


Данная статья является смесью впечатлений, рассуждений и подведения итогов материала, полученного на семинаре, и представляет собой круг основных вопросов, касающихся развития рынка манги в России. Говорить на данные темы можно бесконечно долго — по сути, все они проблемные. Мы лишь попытались представить их в наиболее концентрированном виде.

Как любителей манги, нас волнует качество изданий. Как людей, непосредственно с ней работающих, нас также сильно волнует, что будет дальше :)

Если это «послесловие» дойдёт до представителей российских издательств, мы будем очень рады.

 

—————————————————

 

1. Основные регионы продаж манги (Япония, США и Европа) сейчас переживают либо спад спроса, либо застой рынка. Соответственно, японцы вынуждены искать новые площадки, и очевидным кандидатом им представляется Россия.

С одной стороны, последние десятилетия россияне относительно свободны в культурном плане, что способствует повышению спроса на зарубежную продукцию (и, в первую очередь, продукцию развлекательного характера). С другой — на фоне последствий пережитого в 2008-ом мирового кризиса отмечается относительно стабильное экономическое состояние России.

Таким образом, и мы созрели, и, вроде, деньги есть, и за рубежом на мангу спад — всё сходится, наконец-то крупные японские издательства стали рассматривать нас в качестве партнёров.

 

—————————————————


2. Японцы плохо знают российский рынок манги и его особенности. Об этом говорит факт, что они не поняли темы конфликта крупных издательств и существующего у нас манга-фэндома (который в большинстве своём довольно негативно и пессимистично относится к российским изданиям любимых манга-сериий), а также то, какую информацию они предоставили о рекламе для книжных магазинов — для нас эта информация практически бесполезна. Собственно, представители японских издательств не раз и не два, намёками и прямым текстом просили о помощи в знакомстве с нашим рынком манги.

 

—————————————————


3. К теме наших магазинов — сейчас они являются одной из слабых сторон развития всего книжного рынка и рынка манги в частности. С одной стороны, они не знают, как работать с манга-изданиями, с другой — при формировании конечной цены издания выходит, что в розничных магазинах она взлетает достаточно высоко (что, в свою очередь, негативно влияет на спрос).

Хоть как-то ситуацию стабилизируют различные интернет-магазины, в которых, при должной расторопности, в первые недели продаж можно отловить мангу по нормальным ценам. Но у них есть большой недостаток — доставка, подчас осуществляемая сторонними организациями и службами (например, Почтой России). К мелким недостаткам можно также отнести неумение работать с манга-продукцией.

Кроме интернет-магазинов, перенимают на себя удар и появляющиеся в городах частные аниме-магазинчики. Однако общую ситуацию они не спасают, а, подчас, и сами здорово накручивают цену.

 

—————————————————


4. Отдельно ситуация с ценой усугубляется и по вине самих издательств, которые в погоне за желаниями фэндома и одновременно конкуренцией с другими участниками манга-рынка «искусственным» образом увеличивают стоимость изданий (и часто не только тогда, когда это действительно обосновано) — это и издание всех подряд серий в суперобложке, и переход на менее выгодную издательству бумагу и т.д.

Иногда кажется, что нашим издательствам сложно определиться с форматом будущих томиков: ламинат, цветники, суперобложка, выбор типографий и бумаги — порой всё это также сказывается на цене в сторону удорожания. При этом же хочется надеяться, что подобные «эксперименты» с форматами основываются на более «жизненной» информации, нежели той, которую предоставляет интернет (и разнообразные желания фэндома).

 

—————————————————


5. Издательствам стоит уделять больше внимания содержанию манги и её адаптации. Это необходимое условие для продвижения манга-продукции на российском рынке. Пока издания будут красивыми только внешне — форматом, печатью, обложками — сложно будет привлекать новых читателей.

 

—————————————————


6. Издательства Сёгакукан и Коданся заинтересованы самостоятельно развивать рынок манги в России — продавать лицензии для них вещь малоперспективная, ведь расчёт идёт только на относительно быстрые деньги без какой-либо долгосрочной перспективы.

Основу развития рынка и привлечения новых читателей они видят в следующем: 1) разнообразие жанров; 2) проведение различных мероприятий не только с читателями, но и с сотрудниками книжных магазинов; 3) грамотная адаптация и точный перевод, хотя как они собираются их осуществлять — для всех загадка (есть шанс, что имелись в виду как раз инвестиционные проекты).

 

—————————————————


7. Как один из элементов развития рынка японские издательства видят и его некоторое ограничение в количестве лицензий — предположительно, таким образом удастся избежать «эффекта перенасыщения».

 

—————————————————


8. Основываясь на некоторых высказываниях издательств, можно понять, что они не только собираются продавать лицензии, но и инвестировать какие-то проекты на российском рынке.

И тут сразу вспоминается недавний случай с дочерней организацией крупного американского издательства Random House — компанией Del Rey. В апреле этого года Коданся отозвала лицензии на все свои тайтлы, приобретённые Дэл Рэем, чтобы самостоятельно печатать их на английском языке, договорившись при этом с Random House о дальнейшем распространении своей продукции на территории США.

Не исключено, что подобные схемы ожидаются и у нас. Однако насколько в итоге это окажется реальным, сказать сложно. Как-никак, а российский книжный рынок сильно отличается от рынка американского.

 

—————————————————


9. Совместная деятельность Сёгакукана и Коданси действительно неслучайна, и не только потому, что их рынку требуется импульс. Немаловажным фактом в данном вопросе является то, что их основной конкурент, издательство Сюэйся (Shueisha), россиянам уже более-менее знаком (и не какими-то завалящимися тайтлами — «Наруто», «Блич», «Тетрадь смерти», «Жемчуг дракона», «Клеймор»). И тут объединившимся издательствам важно успеть проскочить на наш рынок до его так называемого «ограничения» в количестве лицензий.

 

—————————————————


10. Лицензирование новых серий российскими издательствами идёт полным ходом. С одной стороны, это безусловный плюс, ведь рынок должен быть представлен какой-то продукцией. С другой — издательства не всегда трезво оценивают необходимый уровень адаптации приобретённых произведений для российского читателя, зачастую полагаясь на русское «авось», чем, опять-таки, нервируют фэндом. И, наконец, с третьей стороны, подчас бесконтрольное, хаотичное лицензирование всё новых и новых тайтлов начинает напоминать гонку без финиша.

 

—————————————————


11. За последние годы рынок манги в России показал, что какой-никакой, а спрос есть. И, видимо, неплохой спрос, раз издательства наперебой спешат лицензировать что «повкуснее». Однако при наличии «спроса» «предложение» могут обеспечить только зарубежные серии, поскольку рынок своих комиксов находится пока в зачаточном состоянии в том только смысле, что ещё не нашёл своего массового читателя — встречаются лишь какие-то единичные случаи «попадания в народ».

 

—————————————————


12. Одними из путей развития манга-рынка в России, на наш взгляд, смогли бы стать объединения 1) издателей и любителей манги (участвующих в работе, например, в качестве консультантов); 2) издателей и художников, комиксистов, готовых работать над коммерческими, заказными проектами — всё-таки заинтересованные издатели стараются отслеживать свою аудиторию и её запросы, поэтому конечный тип продукта, который пришёлся бы публике по душе, наверное, видится им более чётко. Как-никак, а совместная работа (при грамотном к ней подходе) в итоге приносит больше плодов.

 

—————————————————


13. Немаловажным будет уделить внимание и работе по привлечению новых читателей (например, организацией и участием в различных тематических мероприятиях, затрагивающих интересы не только любителей манги), а также работе с торговыми и книжными домами.

 

—————————————————


Безусловно, всем российским поклонникам манги хотелось бы, чтобы наши издательства были намерены на рост и развитие, а не только на временную прибыль, но для этого должна проводиться очень масштабная и разносторонняя работа. В свою очередь, команда «Мангавеста» надеется, что сможет этому поспособствовать :)

 

<< Семинар «Манга: Тенденции 2010 года и рекламные приёмы»

9 ноября 2010 21:48
4
57
57 комментариев
POVSUDU VOLOSY
Суббота, 13 ноября 2010 23:39

Iahel
Ну и пусть себе выпускаются промышленными масштабами. На деньги, вырученные с этого чтива то же Эксмо покупает своим КА лицензии. Да и вообще много чего интересного. Правда, можно было бы при такой выручке и подешевле томики печатать, и при этом и качеством получше. Это и ребят из АСТ касается, они у нас тоже миллиардеры, тоже могли бы и сакуре помочь с темпами выхода, и с подбором персонала — у сакуры явно дефицит ретушеров. И с качеством печати.
Другой вопрос, отношения к НАМ как к аудитории у обоих издательств довольно-таки недружелюбное. Пипл схавает и Терру, и Ранму темпом один том в два года, поплюет в сторону ФК но все равно купит то, что хочет. Раз схавает, нефиг париться. А пока оно, отношение к манга аудитории не изменится в самих издательствах, расчитывать на интеллектуальное продвижение продукта не стоит.

Havelock
Воскресенье, 14 ноября 2010 00:05

Кроу, я сходил проверил ;)

POVSUDU VOLOSY
Воскресенье, 14 ноября 2010 00:11

Интересно, кстати, а кто «крышует» моих ненаглядных Истари и палму? Как-то не верится в их независимость…

йА_кРуТаЯ_иМаГёРлА
Воскресенье, 14 ноября 2010 01:53

>Интересно, кстати, а кто “крышует” моих ненаглядных Истари и палму?
почему же?
Палма просто очень верно построила политику. их первые тайтлы были яойными. они смачно наварились на полненьких и закомплексованных анимешницах, а теперь затарились годными тайтлами (такой финт пытается повторить ЭксЭль Медия)
Истари ничего такого не делали. и поэтому их тайтлы остаются полным дерьмом. красивым, обернутым в супер говнищем

POVSUDU VOLOSY
Воскресенье, 14 ноября 2010 05:38

йА_кРуТаЯ_иМаГёРлА
Какая бы политика там не была, без покровителей ни одно издательство не обходится. У истари, по-моему это одно из аниме издательств. И у палмы наверняка имеется.
А супер — понятно зачем. Любую дурь можно выдать за ограниченное издание обернув в бумажку. и наценка ощутимо выше.

Дмитрий Марков
Воскресенье, 14 ноября 2010 08:50

«Опять же, ту самую интеллектуальную литературу издатели могут продавать ниже себестоимости, потому что у них есть более прибыльные активы вроде неувядающей Донцовой или классики из школьной программы.»

Издатели ничего в убыток не печатают (только из-за неправильного расчета). Средяняя цена приличной «интелектуальной» литературы сейчас 500р за том (колеблется примерно в диапазоне от 400 до 1900). Раньше ситуация была на много лучше (цены ниже, тиражи больле) и я мог себе позволить покупать несколько томов интересующих меня изданий в месяц, теперь не могу.

йА_кРуТаЯ_иМаГёРлА
Воскресенье, 14 ноября 2010 14:08

>У истари, по-моему это одно из аниме издательств.
Тогда уж точно Реанимедия
>И у палмы наверняка имеется.
Неа

Sorry, the comment form is closed at this time.