Юки Магуро: Ретроспектива жанра «эро-гуро» на примере манги Маруо Суэхиро
Юки Магуро: Ретроспектива жанра "эро-гуро"

11 ноября на очередном заседании Комикс-клуба, функционирующего на базе Российской государственной библиотеки для молодёжи, прошла лекция Юки Магуро о жанре японских комиксов «эро-гуро». В рамках своего выступления автор лекции не только раскрыла основную концепцию этого противоречивого жанра на примере манги Маруо Суэхиро «Необыкновенная история острова Панорама», но также поделилась другой не менее интересной информацией, — о чём мы вкратце и расскажем…

 

Как известно, в России выпускалось не так много работ авторства Маруо Суэхиро: «Необыкновенная история острова Панорама», «Шоу уродов господина Араси», а также «Приют влюблённого психопата» — вот, пожалуй, и всё. Все три манги являются заслугой издательства «Фабрика Комиксов».

 

В отличие от многих своих коллег, Маруо не проходил типичный путь мангаки: изначально его истории выходили исключительно в журналах порнографического характера, поскольку содержали множество откровенных сцен и отличались взрослой тематикой. Однако затем необычный автор попал в манга-журнал альтернативного направления Garo. Маруо является мангакой старой закалки: он не только не признаёт в своей работе компьютерные технологии, но и работает без ассистентов.

Знакомые с творчеством Маруо наверняка слышали, что «Остров Панорама» был создан на основе одноимённого рассказа, написанного родоначальником детективного жанра в Японии Эдогавой Рампо (псевд.). В манга-адаптации рассказа Маруо не сильно отошёл от первоначального сюжета, но создал много наглядных завораживающих визуальных образов, которых не было в изначальном тексте.

И хотя Маруо причисляют к авторам, работающим в жанре «эро-гуро» (что означает «эротика» и «гротеск»), «Панорама» содержит не так много сцен, характерных для данного жанра — сцен порнографического характера и чрезмерной детализации убийств.

Родоначальником современного «эро-гуро» является «эро-гуро-нансэнсу» — жанр модернистской литературы, символизирующий разгульную жизнь японской молодёжи 1920-1930 гг. В то время существовало несколько причин возникновения этого стиля, среди которых:


Течение «эро-гуро-нансэнсу» следовало принципу «искусство ради искусства». Оно описывало жизнь городских жителей и могло содержать элементы сексуальных девиаций и жестокости, то есть различные отклонения от общепринятых норм.


Современный «эро-гуро» возник в 1980-е и является поджанром манги или аниме, наглядно изображающих сцены кровопролития, ампутации, расчленёнки, выпотрошенных внутренностей, каннибализма, некрофилии и тому подобного. И если в предшествовавшем ему «эро-гуро-нансэнсу» присутствовали лишь намёки и недосказанности, современное развитие жанра отличается чрезмерной детализацией и откровенностью.

Возвращаясь к разговору об «Острове Панорама», стоит отметить, что в этой работе Маруо встречается множество отсылок, так или иначе связанных с темой «эро-гуро». Вот несколько примеров:


Каждая из отсылок, заимствованная из культуры разных стран или же являющаяся произведением современности, по-своему олицетворяет темы смерти, болезни, мании, убийства и прочего.

 

Несомненно, жанр «эро-гуро», будь он представлен хоть в своём родоначальном, хоть в современном, более откровенном виде, не рассчитан на массового читателя. Однако притягательная сторона «запретного», «неординарного», «страшного», «неправильного» всегда существовала и всегда будет существовать не только в литературе, но и в других памятниках искусства.

 

Благодарим Юки Магуро за предоставленные материалы!

14 ноября 2011 17:00
2
5
5 комментариев
Нинья
Понедельник, 14 ноября 2011 17:20

Спасибо за статью! Жаль, что нельзя издать ту же «Панораму» с подобными комментариями)

Leya
Понедельник, 14 ноября 2011 19:46

Да, хорошая статья, жалко, мало Х) про отсылку «вход в ад» не знала, спасибо. А вообще отсылок у Маруо очень много, во всех произведениях, хотя не все можно понять, не будучи японцем (а жаль!). Но вот в Панораме много копий фантастических построек и существ Босха, я прям порадовалась, когда опознала их Х)

Сол
Понедельник, 14 ноября 2011 20:32

А полного текста лекции нигде нет? Очень хотелось бы почитать…

Айрин Кис
Понедельник, 14 ноября 2011 20:41

Сол,
Если в ЖЖ автора нет, то, наверное, не почитаете.
Но у москвичей есть теоретическая возможность попасть на повторное прочтение лекции, которое ожидается приблизительно зимой. За подробностями стоит следить на блоге Комикс-клуба (http://blog.rgub.ru/izotext/) и у нас в твиттере (http://twitter.com/mangavest).
.
Leya,
Про Босха у Юки тоже было, в подробностях, просто у нас-то версия сокращённая :) Так что если повтор лекции будет — всем советуем, материал очень интересный!

Leya
Понедельник, 14 ноября 2011 21:20

Айрин Кис, понятно, жаль, не послушать :) с удовольствием бы сходила…

Sorry, the comment form is closed at this time.