ЧАСТЬ 1 | 1. Российский рынок манги в 2010 году |
2. Рейтинг жанров манги на 2010 год | |
3. Манга и магазины | |
4. Обзор мероприятий 2010 года | |
5. Краткие итоги первой части Дайджеста-2010 |
Обзор будет неполным без упоминания посвящённых манге мероприятий, произошедших в 2010 году.
Первым мероприятием подобного рода стал Круглый стол для издателей и читателей, состоявшийся 8 мая в рамках Международного фестиваля комиксов «КомМиссия» и организованный веб-журналом «Хроники Чедрика». От лица издателей на нём были представители «Сакуры-пресс», «Истари комикс», «Росмэн», «Бумкниги» и «руМанги». Также присутствовала директор Российской государственной библиотеки для молодёжи.
Ознакомиться со стенографией Круглого стола можно на портале организатора, мы же постараемся привести лишь краткие выжимки.
Подобное мероприятие проводилось впервые, и в качестве основных тем были выбраны: как манга попала в Россию, с чего начинали свою деятельность российские издательства манги, затмит ли популярность манги традиционную литературу, за что несут ответственность издатели, есть ли у нас свои «мангаки» и долго ли ещё российским читателям ждать популярных в Японии серий.
Параллельно выяснили, что: на данный момент выбор лицензий субъективен, поскольку опорных статистических данных пока брать неоткуда; в ближайшие годы российский рынок манги будет чётко сформирован и сегментирован; интерес к манге возрастает не без помощи развития компьютерных технологий; лицензировать мангу стало проще, так как сейчас японские издательства уже более охотно идут на контакт; большинство людей, покупающих лицензионную мангу, не имеют отношения к фэндому.
В качестве бонуса: представитель «Сакуры-пресс» сообщил, что теперь издательство готово отказаться от зеркалирования, а «Истари комикс» заявили, что в 2011 году они анонсируют ещё один отечественный проект, и он будет не чёрно-белым.
Директор РГБ для молодёжи отметила, что не так давно в их библиотечном фонде был открыт раздел комиксов, который они планируют пополнять, и высказала надежду, что впредь все заинтересованные будут способствовать развитию читательской аудитории — в первую очередь, при помощи тематических мастер-классов, лекций и т.п.
Стоит отметить, надежды не были беспочвенны — в сентябре 2010 года в Российской государственной библиотеке для молодёжи был открыт Центр комиксов и визуальной культуры, «первая в России организация, занимающаяся непосредственно культурой комиксов, манги и прочих видов рисованных историй». На сегодняшний день их фонд содержит книги отечественных авторов, европейские комиксы (на русском, французском, английском и др. языках), мангу (на русском, английском и японском), американские комиксы (на русском и английском). Фонд насчитывает уже более тысячи наименований и постоянно пополняется. При учёте дальнейшего развития рынка манги и комиксов это не может не радовать — того глядишь, чтобы как следует ознакомиться с ассортиментом, скоро вновь обратимся к услугами библиотек.
Следующим мероприятием, затрагивающим тему манги, стала лекция отечественного комиксиста и эксперта в области комикса Алекса Хатчетта, состоявшаяся 12 июня в рамках Пятого московского международного открытого книжного фестиваля. Лекция носила название «Манга в России: от советских брошюр «Пионеры-герои» до манги «Первый отряд»» и рассказывала об истории зарождения, развития и особенностях жанра манги в нашей стране.
Развитие темы происходило на примере российско-японского проекта — манги Энки Сугихары «Первый отряд. Момент истины». Для особо любопытных приведём выдержку лекции с сайта организатора:
«Первый Отряд» возвращается бумерангом к той культуре, к той тематике детей и войны, что была задана в советский период иллюстрированными брошюрами издательства «Малыш» о пионерах-героях. В формулировке специалистов в сфере комикса Вилла Айзнера и Скотта Маккалауда, комикс — «последовательное искусство». В случае с советскими книжками-брошюрами это не просто верно, это абсолютно верно. Формат идентичен, сеть распространения мощнейшая, и тиражи такие, которые не снились в наше время никому.
Вторая половина года отметилась Всероссийским манга-фестивалем от «Эксмо», состоявшимся 4 сентября в рамках XXIII Московской Международной книжной выставки-ярмарки. Несмотря на громкое название и присутствие в нём слова «манга», фестиваль больше оказался анимешным — основное действо отвелось косплейным сценкам и выступлениям караокеров. Подробнее ознакомиться с прошедшим фестивалем можно с помощью нашего репортажа, а также отчёта на портале издательства «Эксмо».
И, наконец, последним крупным манга-мероприятием 2010-го стал семинар «Манга: Тенденции 2010 года и рекламные приёмы», состоявшийся 2 ноября в посольстве Японии в России. В своё время мы рассказали о нём довольно подробно, здесь же отметим лишь то, что японские издательства, наконец, увидели потенциал в нашем рынке манги и возлагают на российских читателей большие надежды по его развитию.
Издательства не забывают развлекать своих читателей.
На сегодняшний день большинство издательств-«ветеранов» принимает активное участие в организации различных фестивалей, посвящённых японской культуре. Например, становится спонсором или продаёт там свои издания по «специальной цене».
А иногда представители издательств сами выступают перед публикой: например, на той же «КомМиссии-2010» генеральный директор «Истари комикс» Николай Чесноков провёл мастер-класс по отрисовке звуков, а автор выпущенного «Палмой Пресс» «Сунснего мура» Олеся Холодчук встретилась со своими читателями на Фестивале современной восточной культуры «Тя-но-ю», специально прилетев в Москву из Кирова.
«Комикс-Арт» не отстают. Совместно с издательством «Эксмо» и ТД «Библио-Глобус» с 2009 года они организовывают встречи Клуба любителей манги (по адресу г.Москва, ул.Мясницкая, д.6/3, стр.1., зал презентаций, -1 уровень), участники которых обсуждают различные темы, связанные с мангой в России и за рубежом.
На радость «немосквичам» в 2010 году издательства уделили внимание и интернет-мероприятиям. Так, например, можно было поучаствовать в конкурсе на лучший косплей (от «Эксмо» и «Комикс-Арт»), прислать свою работу на конкурс обложек для альманаха MNG (с сообщества «Фабрики комиксов» на Дневниках), а также ежемесячно участвовать в креативных конкурсах «Палмы Пресс».
Одним словом, не заскучаешь :)
Sorry, the comment form is closed at this time.
Странно, что издатели манги до сих пор пропускают такое интересное мероприятие как Бу!Фест.
На сколько я понимаю, из «комикс»-издательств, там пока только Комильфо отметилось.