Создание обложки в стиле манга
обложка для журнала © Сайконо Джокер

Мастер-класс по созданию обложки от Сайконо Джокера, иллюстратора романа фэнтези “Мун, пощадивший солнце” и автора манги “Замлер”, “Шок и трепет”.

Всем привет! Это Сайконо^^ Здесь я поделюсь своими идеями по поводу создания обложки. Вполне возможно, что ваш редактор будет другого мнения, а вы постарайтесь после прочтения сформировать свой взгляд) Итак, поехали!

Любая обложка — это синтез графики и текста. Конечно, было бы очень здорово, если кому-нибудь позволили издать свою мангу без слов на обложке, но даю гарантию — издатель будет против. Шансы на такой подвиг есть разве что у самиздата или просто неприлично узнаваемого автора, например, Диснея, его сложно спутать с кем-либо.

Для начала обдумываем, где будет находиться логотип, не забываем про вспомогательные надписи типа имен и прочего. Логотип советую расценивать как полноправный элемент композиции. Далее с расчетом того, где будет находиться Лого, придумываем картинку. Этот этап, пожалуй, самый сложный. Многие художники практически не уделяют ему внимание. Рисуют себе, обычно, как рука ляжет. И вправду, какая разница, что в итоге получится: обложка или очередная картинка? =)
Мой подход состоит в том, чтобы найти фишку и этим удивить зрителя, а теперь подробнее, на что же падок человеческий глаз.


Фансервис

1 том манги "Бакуман", изд-во "Сюэйся"

Куда же без него? Должно быть что-то привлекательное, а как же! Для каждой манги это что-то своё. Всё зависит от того, в каком жанре вы работаете: для одних это девицы с пушками, для других — громоздкая техника, для третьих — яойные мальчики в ошейниках; но то, что нужно обнажить вкусный кусок, думаю, понятно всем.

А вот и нет! Я видел совершенно скучные обложки и не только у новичков, но и у маститых авторов. Яркий пример — первый том “Бакумана”. Впоследствии в “Бакумане” будут очень красочные обложки, однако первый том сильно проигрывает.
Эта обложка сама пассивность: ни динамики, ни фансервиса, ни контрастов — скука да и только. Единственное спасение такой обложки, это знаменитые имена авторов. Нам же, простым смертным, обложки такого типа делать не советую.


Смелое композиционное решение

Всегда ищите неожиданную подачу. Например, обложка “Блич” 8 том. Казалось бы, что в ней такого? Всё как у всех. Обыкновенный мужик в очках, да ещё и в самой простой позе в анфас! Ан нет, если приглядеться, становится понятно, что он нарисован к верх ногами и сюжетно оправдан на все сто! Хотя когда держишь книгу в руках, создаётся совершенно необычное ощущение, хочется перевернуть книгу, чтобы изображённый человек встал на ноги, но буквы останавливают. По-моему, это одна из самых крутых обложек, что я видел.
Или посмотрим на 13 том “Бакумана”. По сути, все объекты расположены формально и необычно. Фигуры, книги: все летает и парит. И какое блестящее решение, ведь это всё ракурс сверху, где герои валяются на газоне.

8-ой том манги "Блич", изд-во "Комикс-Арт"13-й том манги "Бакуман", изд-во "Сюэйся"


Динамика и перспектива

Помимо традиционного приёма динамикидвижение по диагонали вниз или вверх как на этой обложке “Драгонболла”, используйте усиленную перспективу. Она задаст дополнительное движение. Если голова будет большой, а ступни ног в перспективном сокращении крохотными, это поневоле создаст ощущение глубины, а при динамичной позе это только подчеркнёт и усилит движение. Или ближняя рука будет большой, как на обложке восьмого тома “Бакумана”.

5-ый том манги "Жемчуг дракона", изд-во "Комикс-Арт"8-ой том манги "Бакуман", изд-во "Сюэйся" 


Ракурс

Сделайте неожиданно смелый ракурс. Удивите смотрящего! На этот раз не совсем обложка, но я думаю, всем и так понятно, о чём я.

манга "One Piece", глава 609 

Крупный план

обложка "Мун" © Сайконо Джокер

Бейте крупняком! Возьмём, к примеру, мою обложку к манге «Мун».

Это очень простая и в тоже время хитрая обложка. Обычно на целом листе не изображают ничего крупнее, чем целое лицо. Отдельные кадры в манге это другое дело, но мы говорим об обложке. Самое большое, на что отваживаются комиксисты — это кадрированная в пол лица голова. Лично я не видел ни одной манги с укрупнением больше на обложке, чем у меня. В этом и есть её уникальность. Глаз героя, как-бы гипнотизирует зрителя. Морщины на лице и сдвинутая бровь передают настроение (именно из-за них я не продолжил наезд на лицо). И в довершение всего, на обложке нет спойлеров.
В погоне за оригинальностью, всё-же, не стоит перегибать палку. То есть, если вы придумали что-то новое, попробуйте трезво взглянуть со стороны: а почему именно так? И насколько это эффектно смотрится? Например, я видел много очевидно проигрышных обложек в цветовой схеме «Чёрный-Белый-Красный».

Ну серьезно, на что надеялся автор, когда создавал сей шедевр? Ведь избалованный зритель, если и заметит эту обложку, то только потому, что она будет раздражать глаз. От таких обложек остаётся впечатление недоделанности. Как будто автор забыл раскрасить остальную часть картинки. Поверьте, ценителей стиля не так много, как кажется.

Сейчас некоторые могут негодовать и несогласиться со мной. Но прошу не забывать, я говорю о попсовой обложке, впрочем, бывают и редкие исключения. И все же, обычный человек и мангу за раскраски иной раз принимает) Но от этого у него не станет меньше покупательная способность. Дай, думает, куплю модную книжечку. Где тут самая крутая, во! И привлекает самая выразительная, а значит и цветная (что бы, там кто ни говорил, ч/б никогда не превзойдёт цвет по силе воздействия, можно ещё сказать, по той энергетике, которую дарит цвет, в ч/б этому просто не откуда взяться, даже если присутствует красный).

обложка для журнала "Руманга" © Сайконо Джокер

Я думаю, вы все знакомы с цветовыми контрастами, такими как красный/зеленый, желтый/фиолетовый, синий/оранжевый и т.д. На эту тему есть куча статей по колористике, тем кто не в теме, советую почитать и обогатиться новым оружием, массового поражения)))

Лично я, главным образом, использую цветовой контраст для выявления центра композиции. Ну а поскольку на манга-обложке чаще всего изображают людей, центром у людей на крупном плане являются глаза, а при изображении фигуры в полный рост — центром обычно становится голова, т.е. цветовое пятно волос или кожи. Это, конечно, не жёсткие правила, можете сделать центром хоть электрическую святящуюся сферу в руке героя, главное, не забудьте сделать центр в своей композиции.Для примера, ещё одна моя обложка. Центром тут являются холодные, голубые очки в окружении тёплого цвета.


Центр композиции и способы его выделения

Золотое сечение на картине Рембрандта "Возвращение блудного сына"

Центр на обложке зачастую делают не по закону золотого сечения. Как так? Это потому, что обложка должна вонзиться читателю в глазное яблоко и не отпускать.

Представим ситуацию: покупатель берёт книжку с красивой классической композицией, центр смещён по золотому сечению, его взгляд блуждает по обложке. Покупатель читает название. А теперь он берёт книгу с лобовой композиционной атакой. Да, она проще, но за счёт этого его взгляд не блуждает, ему уже ясно и он начинает думать: «хм… может купить?».

Конечно, это всё мои домыслы, но можете сами попробовать центрировать главное по оптическому центру (это точно середина, книги, либо чуть выше).

манга "Рейдеры", изд-во "Фабрика комиксов"

Или можно попытаться скомпоновать по золотому сечению, однако сделать это будет совсем не просто, ведь логотип будет активно вставлять нам палки в колёса, и это существенный фактор! Впрочем, мастера совладают и с этим (кто в танке, гуглим «композиция, золотое сечение»). Прежде чем нарушать закон, полезно его знать, вдруг вам он так понравится, что вы не захотите с ним расставаться.

Как вариант, есть ещё «крестообразная композиция», где герой создаёт вертикальную прямую, а надпись-логотип ложится поверх, образуя горизонтальную прямую. В итоге получаем крест. Это, кстати говоря, очень распространённый приём в обложках.


Как еще можно выделить центр?

Люди обожают контрасты! В деле можно использовать:

  • контраст размера (все маленькие, а он большой);

  • контраст положения (все стоят, а он лежит);

  • контраст формы (всё такое круглое, пластичное, а он квадратный);

  • контраст цвета (вплоть до всё такое цветное, а он серенький);

  • контраст тона (всё темное, а он светится белым или наоборот).
12-й том манги "Бакуман", изд-во "Сюэйся"Мэйму "Ring 2"

Так… продолжаем. Что же ещё может сделать нашу обложку необычной?


Угол зрения

обложка © Сайконо Джокер


Нет, я не о ракурсе. Давайте просто возьмём и повернём изображение на 45 градусов. Уже необычно, правда? А если сюда добавить ракурс снизу, эффект усилится!

Для примера посмотрим на мою последнюю обложку. Угол позволил не только усилить ракурс, придав ей необычность, но и благодаря углу я смог максимально увеличить фигуру.


Направляющие

Это такие линии, которые идут к центру. Например, линия горизонта, которая стремится к голове главного героя на нашей обложке или любая другая линия. Так вот, этот приём с линиями можно как зашифровывать, так и обнажать. Попробуйте довести его до высочайшей концентрации. Самый простой способ это сделать динамичные облака (заменить на нужное: ленты, цепи и прочее), которые в виде дуг обвиваются вокруг героев. Пускай и навязчиво, но сверхэффективно, выделяя самое важное в листе! Плюс добавляется динамика.

Логотип

журнал "Сёнэн Джамп"

Не так уж часто встретишь взаимодействие логотипа и объекта изображения. И если никто не пользуется, почему бы тебе не попробовать? Нет, это далеко не революция. Существует, наверное, куча обложек, где какой-нибудь парень в соломенной шляпе  висит как обезьянка, зацепившись за буквы.
Я же призываю вас придумать своё прикольное воздействие. Пусть герои сверлят, долбят, взрывают лого при условии, что это манга про расхитителей гробниц. Хорошая идея порой многого стоит и способна прикрыть огрехи графики. Это как с хорошим сюжетом: когда он действительно вкусный, прощают и даже оправдывают многое, но если сюжет плохой, то никакая графика его не спасёт.


Сверхзадача

обложка для журнала "Руманга" © Сайконо Джокер

Вот тут начинается свободный полёт творчества. Однако это самое сложное: нужно придумать то, чего не было!
Увы, гораздо проще составить обложку из выше перечисленных приёмов, чем больше их используешь, тем больше воздействие. Только не городите винегрет и следите, чтобы один приём не мешал другому. Лучше всего найти подходящую связку из двух-трёх приёмов и хорошо поработать с ними.
Что может быть нового? Цветов-то всего семь… Пожалуй, это сложнее всего объяснить, но я попробую.

Возьмём, к примеру, мою обложку с отражениями. Знаю не ново, и даже старо как мир. Скучно смотреть на обычное отражение, а ты скомпонуй так, чтобы силуэт фигуры и отражения были разными. Можно ведь перекрыть движение руки предметом, загородить там или здесь. Вот тут-то и начинаются творческие муки!

Ещё пара примеров. Это уже не обложки, а высокое искусство, но как пример хороши:


                       Александр Дейнека "Ночь" (фрагмент), 1935Николай Фешин "Портрет Веры Фокиной"

А почему бы не использовать коридор зеркал или осколки зеркала? Ну как, фантазия разыгралась? Можно ведь пуститься в пляс и создать картинку, у которой будет два прочтения. Это уже сюрреализм, но в борьбе за покупателя все средства хороши! А если добавить сюда оптическую иллюзию, то можно горы свернуть!

Сальвадор Дали "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера", 1938 Мауриц Корнелис Эшер "Относительность", 1953

Одним словом, творите, снимите с себя оковы, не подстраивайтесь под большинство обыкновенных обложек! Если вы будете делать мангу как все, выше не прыгните. Творите и не ограничивайте себя!


И напоследок покажу, как выглядят моя работа в процессе

1. Сначала я делаю несколько фор эскизов. Потом произвожу отбор лучшего из них. Это делаю либо я, либо издатель (совет: если хотите протолкнуть какой-то из эскизов, прорисуйте его получше, обычно те, кто потом отбирают эскизы, покупаются на это).

эскизы © Сайконо Джокер 

2. Приступаю к цветовому нашлёпку. Маленькому цветовому эскизу. Ищу цвет, который потом в ходе покраски улучшается через подбор цветовых сочетаний. Искать цвет очень полезно, многие этот этап пропускают и красят от балды, а зря.


                                    © Сайконо Джокер


3. Далее я рисую карандашный контур. Затем сканирую.


                                    © Сайконо Джокер


4. «Тушь». Обводка карандаша на компьютере. Отрисовка деталей. Я использую фотошоп и Сай (мне прямо так приятно работать с тёзкой). В данном случае были выполнены чистка и карандашный контур.


                                    © Сайконо Джокер

5. Собственно покраска.


                                   © Сайконо Джокер


6. Работа с логотипом. Я стараюсь делать это сам. Если на эскизах всё придумать заранее, в конце будет намного легче. Другое дело, если вы хотите по ходу втиснуть лого, вот тут появятся проблемы, это тоже самое, как нарисовать кадр манги, а потом пытаться впихнуть в него баллон с огромной речью. В любом случае возникнут трудности.

На этом всё!) Всем спасибо за внимание! Успеха вам с вашими обложками!

Материал распространяется свободно, только ссылку на источник не забываем )

Искренне ваш Сайконо Д.

Автор: Сайконо Джокер

Комментарии (1)
Mar
Четверг, 20 декабря 2012 07:56

Спасибо,за интересную статью. Удачи вам в творчестве.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.