Материалы для рисования манги – полный боекомплект
Так выглядит рабочий стол Эйтиро Оды (One Piece)

 

Сентябрь… Магазины штурмуют в поисках школьных принадлежностей. В этой суматохе важно не забыть и о принадлежностях для рисования манги. Особенно если вы только начали покорять художественный Олимп.

В кратком обзоре от Юй Айно вы найдёте практические советы, названия материалов на разных языках, узнаете, какими инструментами рисуют профессиональные мангаки, и многое другое!

 

Наверное, очень многим знакома такая ситуация, когда серфишь Интернет в поисках волшебства, видишь картинку и задаёшься вопросом: «А чем это нарисовано?!». При детальном рассмотрении почти сразу становится ясно, создано ли данное произведение с помощью традиционных инструментов (traditional) или цифровых технологий (digital). Если последнее, то далее идут расспросы о программах и различных примочках, но мы с вами коснёмся только традиционных инструментов для рисования манги.

 

Карандаши ( яп. 鉛筆 «enpitsu»)

Рисунок карандашом, © Юй Айно 

Карандаши бывают простыми и механическими (яп. シャープペンシル – от англ. «sharp pencil»). Здесь выбор происходит по каким-то личным убеждениям, сама я использую механический карандаш. Если стержень сломается, точить не надо, и прочие  лентяйские удобства и экономия прилагаются. Обычные карандаши у меня тоже имеются, но ими я пользуюсь только в художественном институте.

Их стержни имеют разную мягкость от B10 до H10 (или от М10 до Т10). Если вы рисуете набросок страницы своей истории, то лучше всего использовать твёрдый карандаш из разряда H2-H5, чтобы не пришлось потом десять раз перерисовывать на другую страницу (хотя я так обычно и делаю). Далее, при обводке используем мягкий карандаш, например, В2.

Цветные карандаши бывают простыми, пастельными и акварельными. Акварельными карандашами можно создавать чудесный арт. Тут, опять же, выбор между производителем и ценой. Ради интереса стоит попробовать порисовать всеми, чтобы ощутить разницу.

Если вам нужно разметить страницу или сделать какую-то пометку на готовом рисунке, смело берите голубой карандаш, он незаметен при сканировании или печати.

Задаваясь вопросом о выборе фирмы-производителя, я скажу только, что на вкус и цвет все карандаши разные. У меня лично все обычные карандаши KOH-I-NOOR, а механический – Rotring. Есть любители Faber-Castell. Купите их, сравните и решите, что для вас лучше.

Карандаши KOH-I-NOОR (Чехия)Механический карандаш Staedtler (Германия)Акварельные карандаши Faber-Castell (Германия)Акварельные карандаши тёмных оттенков Faber-Castell (Германия)


Перья (яп. ペン先 «pensaki»)

Когда вы уже нарисовали в карандаше свою мангу, наступает время её обвести. Традиционно для этого используют перья, и все они разной формы. Это потому, что они рисуют линии разной толщины: одни предназначены для обводки мелких деталей, другие — для крупных объектов. Перья бывают:

Перо-«ложка» (яп. サジペン – «saji pen») – рисует тонкие линии;

Перо-«редиска» (яп. カブラペン«kabura pen») – похоже на перо-”ложку”, рисует плавные ровные линии;

Круглое перо (яп. 丸ペン – «maru pen») – рисует тонкие линии, а также линии разной толщины в зависимости от силы нажима;

Перо Джи (яп. Gペン «G pen») – рисует жирные линии;

Школьное перо (яп. スクールペン – “school pen”) – совмещает качества пера Джи и пера-”редиски”.

Круглое перо фирмы Zebra (Япония)Перо-"ложка" фирмы Zebra (Япония)Перо Джи (G-pen) фирмы Zebra (Япония)

Здесь, опять же, всё на ваш выбор, но лучше иметь под рукой несколько видов перьев. Обязательными являются перо Джи и круглое перо. Также старайтесь держать свои перья в целости и сохранности в отдельном пакетике, протирайте их каждый раз после контакта с водой и следите за их состоянием. Возможно, какое-то перо сломано, тогда лучше его убрать совсем, а иначе придётся перерисовывать все ваши труды из-за одной помарочки.

Держатель для пера фирмы DELETER (Япония) 

Вставляются перья в специальные деревянные держатели (яп. ペン軸 – «penjiku»). Наконечник держателя бывает с обычной вставочкой (подходит для пера Джи, -«ложки», -«редиски», школьного пера), с круглой вставочкой (предназначен для круглого пера) и универсальной.


Тушь (яп. インク «ink»)

Если с перьями определились, дальше переходим к туши. Тут выбор производителя. Соотношение цена-качество не всегда себя оправдывает, так что кому как повезёт. Я пользовалась самой дешёвой тушью и только однажды купила более дорогой маленький флакончик. Не понравилось совсем.

Конечно, вы можете заказать в Интернете чудесные-расчудесные флакончики специальной туши для манги, которые прослужат дольше.

Тушь любит портиться и оповещает она об этом своим прелестным запахом. Если не хотите устроить дома химическую атаку, советую проверять срок годности, прежде чем её открыть.

На данный момент я пользуюсь тушью Rotring, но эта тушь специально для рапидографов и изографов (о них ниже) и перья ею я не мучила ни разу, только кистью рисовала кое-какие детали.

Существует также цветная тушь. Разбавив водой (или не разбавляя), можно делать на рисунке заливку, а белой тушью (яп. ワイト «white») рисовать блики.

Тушь "Гамма" (Россия)Тушь Pilot Shokenyou ink (Япония)Тушь Rotring для рапидографов и изографов (Германия)Белая тушь Dr.Martin’s PEN-WHITE (США)


Рапидографы и изографы (яп. 製図ペン «seizupen»)

Рисунок рапидографом, © Yui Aino

Если тушью рисовать сложно, можно прибегнуть к помощи капилярных ручек или ручек с тушью. Их разновидностью являются рапидограф и изограф. Принципиальной разницы между ними нет, только одни надо самостоятельно заправлять чернилами (см. тюбики с тушью выше), а в других достаточно просто сменить картридж. Есть ещё один момент: изографом проводят плавные линии, а рапидографом – прямые. Хотя я особой разницы не ощутила, поэтому обращаю больше внимания на толщину стержня. Она бывает: 0.05; 0.1; 0.2; 0.3; 0.4; 0.5…. и 1.0; 2.0; 3.0 мм.

Выбор между Faber-Castell и Rotring — это тоже дело вкуса. В Faber-Castell меня привлекает то, что заправлять тушь намного удобнее, но рисую я все же изографом Rotring.

И, кстати, стоит это удовольствие довольно-таки дорого. За ними надо ухаживать, иначе останетесь вы с красивой дорогой игрушкой. Открою секрет: тонкий изограф стоит немного дешевле, чем тонкий рапидограф.

Рапидограф Rotring (Германия)Изограф Rotring (Германия)Рисунок изографом, © Yui Aino 


Линеры (тонкие маркеры)

Замену рапидографам можно найти в линерах. Соотношение цена-качество у разных производителей периодически себя оправдывает. Я не особо люблю ими пользоваться, но мне очень нравился мультилинер COPIC 0.1. Правда, им приходилось постоянно рисовать, иначе он начинал засыхать (даже быстрее, чем тушь в рапидографах), что меня расстраивало. Стоит это счастье тоже прилично. Другие линеры по карману не ударят, но и качество может оказаться не самым лучшим.

Существуют ещё ручки-кисточки (яп. 筆ペン   “fudepen”). Они бывают разной толщины и заправляются чернилами. Наконечник у них бывает в виде настоящей кисточки или волокнистого кончика.

 

 Линер COPIC Multiliner SP (Япония)Линеры Sakura Micron Pigma (Япония)Набор ручек-кисточек Faber-Castell (Германия) 

 


Маркеры (яп.マーカ – «marker»)

Рисунок маркерами COPIC, © Yui Aino 

Год-два назад я случайно увидела в магазине коробочку с надписью «японские маркеры». Мне стало очень интересно, но я так их и не купила (на моей памяти стоили они тогда всего 80 рублей!). Сейчас я активно их использую, это  маркеры фирмы COPIC, о которых знают многие. Стоят они уже в несколько раз дороже. Наверняка просматривая в Интернете какие-то видео по созданию артов или манги, многие натыкались на то, что художники используют этот удобный инструмент. Рисовать копиками одно удовольствие.

Некоторое время назад я также увидела акварельные маркеры других производителей. Купила один. К нему прилагалось три наконечника: 1) широкий, как у обычного маркера; 2) тонкий, как у линера; 3) ручка-кисточка. Ничего особенного,  если только не рисовать им лайн арт. В общем, не впечатлило, да и стоит дороже.

Маркеры COPIC (Япония)Маркер с тремя наконечниками Tria фирмы Letraset (Великобритания)Маркеры с двойным наконечником ProMarker Comic Art 1 фирмы Letraset (Великобритания)


Гелевые и шариковые ручки (яп. ボールペン – «bourupen»; яп. ゲルペン – «gerupen»)

О них много рассказывать не нужно. Все пользовались, все знают, что это такое. Одно время я рисовала обычной чёрной ручкой, выходило интересно и временами даже симпатично. Дёшево, доступно, удобно. Смотрите сами.

Гелевая ручкаШариковая ручкаРисунок шариковой ручкой, © Yui Aino


Стёрки (ластики) (яп. 消しゴム – «keshigomu»)

В художественных магазинах выбор данного товара большой. И цены на них совершенно разные. Прежде чем покупать самую дешёвую, советую присмотреться к другим. Среди них вы обязательно найдете намного лучше и удобнее. У меня в основном лежат Milan, Rotring, Faber-Castell.

Твёрдый ластик-волна Faber-Castell (Германия)Пластиковый ластик Tombo Mono plastic eraser (Япония)Пластиковый ластик Plus, TREE’S AIR-IN HARD erasers (Япония)


Бумага (яп. 原稿用紙 – «genkouyoushi»)

Существует специальная разлинованная бумага для рисования манги формата B4 (по-нашему А4). Также встречается бумага формата А5, B5 и В6 (см. таблицу ниже). У меня такой никогда не было, поэтому сказать о ней ничего не могу. Когда рисую наброски, то пользуюсь офисной бумагой, когда рисую на чистовик, использую плотную бумагу из папки для черчения, а когда рисую копиками — бумагу для графических работ.

Формат А

Формат В

А4

210 x 297 мм

В4

250 x 353 мм

А5

148 x 210 мм

В5

176 x 250 мм

А6

105 x 148 мм

В6

125 x 176 мм

 

Ещё существует акварельная бумага, но я её не мучаю своими почеркушками, кроме как в институте.

Бумага для графических работ (Россия)Бумага KMK Kent № 200 B4 (Япония)Бумага Manga Genkouyoushi DELETER (Япония)


Акварель (яп. 水彩 «suisai»)

Вероятно, все с детского сада знакомы с акварелью, но не все знают, что на медовых красках жизнь не заканчивается и есть куда более интересные варианты, как, например, акварель  в кюветах «Белые ночи». Не стоит её, конечно, покупать только ради интереса. Акварель художественная стоит дорого, но рисовать ею арты очень интересно. Сама я не рисую акварелью, но это не мешает мне восхищаться работами, выполненными в этой технике.

Акварель в кюветах "Белые ночи" (Россия)Акварель в тубах Sakura Mat Watercolors (Япония)


Линейки и лекала (яп. 定規 – «jyougi»; яп. 雲形定規 – «kumogatajyougi»)

Обычный предмет — линейка. На уроках математики можно было часто услышать: берём линейку и чертим график. Так вот, данный инструмент тоже бывает разным. Деревянную линейку можно сразу взять и выкинуть. Для рисования это совершенно непригодная вещь. Во-первых, она становится кривой, резаком можно повредить поверхность, из-за чего ваши линии никогда не будут идеальными. Во-вторых, ваши ручки с тушью или рапидографы могут оставить на ней след, и будет неприятно увидеть на листе разводы.

Железная линейка. Уже не проиграет деревянной в том, что поверхность повредить достаточно сложно. Разводы, увы, могут также оставаться.

Но есть решение! Можно постараться найти линейку с откосом. Линия будет прямой и ничего не должно растекаться, если вы сдвинете чуть в сторону свой инструмент.

Но не всегда нужно провести прямую ровную линию. Для таких случаев существуют лекала. Их можно приобрести в любом магазине, где есть отдел канцтоваров. С ними вы сможете ровно начертить изогнутые линии и выдавать всевозможные художественные зиг-заги.

Линейка деревяннаяЛинейки металлическиеЛекала

Если вам сложно подбирать инструменты по отдельности, можно обзавестись набором для рисования манги. В некоторых российских художественных магазинах доступен набор «Getting Started: Complete Manga Drawing Kit» от Faber-Castell.

Набор для манги "Manga Getting Started", Faber-Castell (Германия)Содержимое набора "Manga Getting Started", Faber-Castell (Германия)

Вроде, рассказала обо всём. Надеюсь, вы открыли для себя что-то новое или вспомнили хорошо забытое старое. Творите, воплощайте свои идеи, найдите свой стиль и свою технику исполнения.

Удачи!

Автор: Юй Айно (Yui Aino)

 

Какими же инструментами рисуют сами мангаки?


CLAMP

"Чобиты" CLAMP
Карандаш:               Sharp pencil 0.5 mm
Бумага:                   Custom-made paper; Genkouyoushi  100 kg B4

Тушь:                     Sumi no Hana ink

Белая тушь:            Dr.Martin’s BLEED PROOF WHITE

Перья:                    Zebra Kabura pen

Маркеры:               Prockey markers

Линеры:                 Sakura micron pigma

Стёрки:                  Tombo Mono plastic erasers; Tree’s air-in hard erasers

 

Иноуэ Такэхико

"Vagabond" (Бродяга) Иноуэ Такэхико
Карандаш:           B Staedtler sharp pencils 0.9 mm
Бумага:               KMK Kent #200 B4

Тушь:                 Kaimei’s Lettering Sol ink

Белая тушь:         Dr.Martin’s PEN-WHITE

Перья:                 Zebra G-pen nib

Cтёрки:               Tree’s air-in hard erasers

 

Фуруя Усамару

"Музыка Марии" Фуруя Усамару
Карандаш:                      B pencil, Caran d’Ache 370 blue pencil

Бумага:                          Too Paper  110 kg B4; Takeda Ya wood free paper 110 kg B4

Тушь:                            Pilot Shokenyou ink

Коррект. жидкость:        White:  Pentel correction fluid pen

Перья:                            Zebra G-pen nib; Zebra and Nikko maru pen nibs

Маркеры:                       Copic Multiliner fine-line markers: 0.1~ 1.0 mm

Стёрки:                          Pentel plastic eraser


Магазины, продающие материалы для рисования манги:

Комментарии (2)
Аноним
Пятница, 11 января 2013 17:00

большое спасибо вы мне очень помогли и я больше узнал о рабочем инструменте для рисования манги

Аноним
Четверг, 14 февраля 2013 10:13

Место акварели я использую акварельнные карандаши . удобно когда рисуешь в месте слияния цветов .

Извините, комментирование на данный момент закрыто.