Отчёт с J-феста: мастер-классы по манге
Мастер-класс от "Конохана сакуя"

В этом году на фестивале японской современной культуры было много всего интересного, но для нас он, прежде всего, запомнился мероприятиями по манге. Лекции и мастер-классы, как и в прошлом году, организовали сотрудники Киотского университета Сэйка – первого ВУЗа в Японии, основавшего кафедру манги. На протяжении двух дней, с утра и до вечера, они обучали российских ребят, как рисовать японскими инструментами, делились практическими советами и охотно отвечали на всевозможные вопросы.

Мастер-классы по манге проходили на втором этаже в просторном зале «Галактика 2» гостиницы «Космос». На этом же этаже расположились магазинчики с японской едой, где можно было отведать знаменитый рис с карри, японские десерты, традиционные суси, роллы и прочие вкусности. Также здесь проходила выставка «Япония – империя анимэ персонажей», организованная Японским фондом. В центре выставки были установлены большие фигуры Аянами Рэй, Гандама, Хэлло Китти, Ультрамена и не только. На расположенных по периметру стендах, изображались герои анимэ и манги наиболее популярные в то или иное десятилетие, начиная с 1950-х и заканчивая 2000-ми гг. Это не могло не вызвать ностальгию, хотя сама экспозиция выглядела довольно скупо, не оправдывая своё название. У искушённых российских поклонников эта выставка вряд ли могла вызвать бурный восторг. Тем более, что брошюры на английском языке создавали определённый барьер для желания глубже ознакомиться с идеей выставки.

Фигуры персонажей на выставке "Япония – империя анимэ персонажей"Выставка "Япония – империя анимэ персонажей"Воссоздание комнаты японской старшеклассницы на выставке "Япония – империя анимэ персонажей"Хиконян, Сэнтокун и Намисукэ на выставке "Япония – империя анимэ персонажей"  

 

Дневной мастер-класс по манге был посвящен скринтону, который используется для того, чтобы изобразить тень, облака или текстуру одежды. Его провели супружеская пара Кохэй и Цугуми Нисино из «Конохана сакуя». На столиках уже были разложены образцы рисунков, три вида скринтона, салфетка, голубой карандаш, калька и специальная лопатка для разглаживания. Канцелярские ножи неофитам вручили непосредственно перед началом практической части. После того, как господин Кохэй Нисино рассказал, для чего же нужен скринтон, он передал слово своей супруге, которая объяснила, как обращаться с этим материалом.

Дневной мастер-класс от "Конохана сакуя"Цугуми Нисино рассказывает о скринтонеДневной мастер-класс по скринтону 02.12.12трансляция мастер-класса на экране

Скринтон представляет собой прозрачную самоклеющуюся плёнку с узором, состоящую из двух слоёв: верхнего – это плёнка с узором (обычно в виде точечек) и нижнего – это бумага, на которую клеится плёнка. Госпожа Цугуми рассказала, что не следует срезать нижний слой скринтона. Вырезав только верхний слой, мы накладываем его на нужный участок рисунка, слегка прижимаем пальцами и отрезаем всё ненужное. Срезанные ненужные кусочки мы не выбрасываем, а в целях экономии крепим обратно к нижнему слою скринтона, чтобы впоследствии их использовать.

Участники мастер-классаНабор материалов для мастер-класса по скринтонуПереход к практической частиЦугуми и Кохэй Нисино

Затем госпожа Цугуми рассказала, как нанести скринтон на участки, где нет чётких границ. Для этого используется голубой карандаш. Он не виден при сканировании, поэтому вы спокойно можете наносить им ориентировочные линии (guide lines). Для создания облаков госпожа Цугуми показала, что канцелярский нож следует держать не вертикально, а под наклоном и кончиком ножа стачивать скринтон. Образующиеся в процессе крошки надо убирать салфеткой.

Кохэй Нисино следит за процессомЦугуми НисиноКохэй НисиноПрактическая часть 

Когда скринтон ровно подрезан, следует положить на него кальку и пригладить всё лопаткой, чтобы он лучше приклеился. Обязательно подкладывайте какую-то бумагу под лопатку, иначе вы можете содрать скринтон. После теоретической части участники перешли к практике, а господин Кохэй и госпожа Цугуми ходили по рядам, оценивали и корректировали работу. В конце мастер-класса раздали прозрачные файлы, чтобы ребята могли забрать получившиеся у них работы и образцы скринтона.

Кохэй и Цугуми Нисино из "Конохана сакуя"

После небольшого перерыва в зале «Нептун» состоялась лекция мангак из «Конохана сакуя». Она получилась веселой и оживлённой. Ещё в самом начале господин Кохэй Нисино предупредил тех, кто уже присутствовал на лекции в субботу, сделать вид, что они ничего не знают :) В ходе лекции он поинтересовался, какую мангу читает российская публика? Надо сказать, что он был приятно удивлён, т.к. помимо названий всемирно-известных историй, прозвучали довольно редкие тайтлы.

Дуэт «Конохана сакуя» на протяжении многих лет работает в разных жанрах. Господин Кохэй в основном специализируется на манге жанра сёнэн, в числе его работ манга «Psychic Detective Luna and Saiko», «C.A.T.S», «Yohei Yakuza», «Goshiki no Majin», а госпожа Цугуми – на сёдзё-манге. Ею созданы такие произведения, как «Yurameki Paradise Girl», «Sweet Home», «Otohime 1000%», «Tatakau Meido-san!», «The Earth Defense Force #100-100» и др.

манга "Самураитати-но Мэкисико" © Конохана сакуяГандам F-91анимэ "Ханамару Энджелс" © Конохана сакуяпроект Cybermanga © Конохана сакуя

В Киотском университете Сэйка господин Кохэй Нисино преподаёт по направлению стори-манга. Его курс рассчитан на тех, кто в будущем хочет стать профессиональным мангака. Из наиболее известных работ можно отметить его участие в разработке персонажа «Гандам F-91». Также он занимается созданием короткометражных анимэ.

В 1996 году «Конохана сакуя» был запущен проект cybermanga.com – это первый сайт, поддерживающий мангу на девяти языках: японском, английском, русском, французском, испанском, немецком, китайском, голландском и шведском. Изначально на сайте не было русского языка, пока господин Кохэй не получил электронное письмо от фаната из Санкт-Петербурга. Он поинтересовался, почему на сайте нет поддержки русского языка, а когда услышал, что всё дело в отсутствии переводчика, то согласился сам всё перевести. Для господина Кохэя было очень приятно, что человек, которого он никогда не видел, предложил свою помощь. Вообще, по его мнению, отношение со стороны российской публики очень тёплое.

Статистика от "Конохана сакуя"Статистика от "Конохана сакуя"52-ой номер журнала "Сёнэн джамп" (2012)разворот из журнала "Сёнэн джамп", "One Peace"мангаки "Конохана сакуя" демонстрируют "Сёнэн джамп"

В ходе лекции было рассказано о современном положении рынка манги в Японии. Так по подсчётам «Конохана сакуя» в 2009 году общая сумма от продаж книг и журналов по манге составила 1 млрд 664 млн руб. Был представлен свежий выпуск журнала «Сёнэн джамп», правда он мало для кого оказался новинкой, поскольку самые известные тайтлы уже были выложены в Сети. Но всё равно кому-то было приятно увидеть страницы, где парень в соломенной шляпе всерьёз берётся за Цезаря Крауна. Напоследок мангаки показали своё анимэ «Зомби-кун», после чего последовала череда вопросов и автограф-сессия.

Кохэй и Цугуми НисиноКохэй и Цугуми Нисино

При ответе на вопросы Кохэй Нисино поделился информацией, что в следующем году в Киотском университете Сэйка появится новый курс под названием «разработка дизайна персонажа». Преподавателем выступит известный художник Мурата Рэндзи, работавший над анимэ-сериалами «Изгнанник» и «Последняя субмарина». Ожидается наплыв студентов, т.к. многим бы хотелось получить образование у признанного мастера.

Вечерний мастер-класс, который был поделён на две части, снова переместился в зал «Галактика 2». На этот раз его проводили магистранты из университета Сэйка. Вначале Соноко Фукусима рассказала первой группе о цветной иллюстрации. Затем Мика Икэда поделилась со второй группой навыками по работе с пером и чёрно-белой гаммой.

Слева направо: переводчик, Мика Икэда, Соноко Фукусима, переводчик

Для цветной иллюстрации были использованы маркеры фирмы COPIС с двумя наконечниками. Одна сторона у них в виде маркера, другая – в виде кисточки. Соноко Фукусима объяснила, какие аспекты нужно учитывать при раскрашивании. Главное – это быстро наносить линии пока они не высохли. Если раскрашивать лицо, то следует начинать под волосами или от нижней части подбородка, где более тёмные участки кожи. Если вы начнёте со щеки, то она будет выглядеть тёмной и неестественной. Обычно для лица используются копики под номерами Е51 (Milky white), СМ14 (Yellowish skin) и Е00 (Skin white). Общее правило, которого следует придерживаться, это раскрашивать сначала более светлыми тонами, а уже в конце наносить тёмные оттенки или тень.

мастер-класс Соноко ФукусимаДве группы на вечернем мастер-классемастер-класс от Соноко ФукусимаУчастники мастер-класса по цветной иллюстрации

Когда первая группа приступила к практическому занятию, вторая – начала слушать мастер-класс по работе с пером и тушью. Не секрет, что в Японии мангу в основном рисуют пером «Джи» (G-pen). На его примере Мика Икэда показала, как лучше рисовать глаза. Используя белую тушь и замазку, она добавила глазам блеска и устранила недостатки. Затем при помощи ручки-кисточки (fude-pen) она объяснила, как закрашивать волосы чёрным цветом. Ручка-кисточка удобна тем, что ей можно делать толстые и тонкие линии. Волосы можно раскашивать и снизу вверх, просто перевернув лист бумаги. При этом не стоит закрашивать всё полностью, лучше оставить белые пятна в виде бликов. В конце Мика Икэда продемонстрировала, как линером Sakura Micron Pigma рисовать рамки словесных пузырей. После вводной части второй группе раздали заветные инструменты, и ребята могли опробовать всё на деле.

мастер-класс Мика ИкэдаМатериалы для работы с пероммастер-класс Мика Икэдаперо Джи, линер Sakura Micron Pigma, ручка-кисточка

В этом году мероприятия по манге получились весьма насыщенными. Хотя российским ребятам, наверное, хотелось бы узнать не только об использовании традиционных инструментов для рисования манги, но и коснуться аспектов раскадровки, стилей рисунка или разработки персонажа. Очень надеемся, что в следующем году сотрудники Киотского университета Сэйка подготовят для российской публики новые познавательные мастер-классы, где можно будет проявить себя. Хотелось бы, чтобы в ходе этих мастер-классов уделялось внимание не только техническим аспектам (различным инструментам и материалам), но и навыкам создания рисованной истории. Ведь в наше время, где огромную популярность набирают различные графические редакторы, вопрос о владении тем или иным инструментом становится уже не так актуален.

 

Фото © “Мангалекторий”

Нет комментариев

Извините, комментирование на данный момент закрыто.