Из истории манги
Пример эмакимоно, «Тёдзю гига»

В настоящий момент существуют различные точки зрения касательно вопроса об истоках зарождения манги и искусства комиксов в целом. Одни ведут отсчёт со второй половины ХIХ века, другие — с 30-х годов ХХ столетия, третьи находят принципы графического повествования в древнем искусстве (мезоамериканские манускрипты, древнеегипетские фрески, миниатюры Средневековья и пр.).

Поэтому в данной статье мы заглянем в глубь веков и начнём с краткого рассказа о таком «дальнем родственнике» манги, как живописных свитках эмакимоно.

Слово «манга» (??) состоит из двух иероглифов: ман (в сочетаниях — «как попало», «как придется») и га («картина», «рисунок»). Манга в той форме, в которой она существует в настоящее время, появилась после окончания Второй мировой войны, однако, истоки этого явления можно усмотреть и в более раннем японском искусстве. Речь пойдет о так называемых эмаки («э» — картина, «маки» — свиток), которые использовались как основа для каллиграфии или живописи в странах Дальнего Востока.

Свитки, как и иероглифика, пришли в Японию из Китая. Изначально эмаки использовались для распространения буддийской веры, поскольку так было легче китайским сказителям проиллюстрировать свои истории, рассказываемые в общественных местах. Подобные свитки в Японии тоже носили сугубо религиозный характер, но в дальнейшем таким способом стали излагаться легенды, предания, любовные истории и романы.

Эмакимоно («свитки–картины») — иллюстрация того или иного события (религиозного, исторического) или литературного произведения, где могли содержаться отрывки письменного текста. Они представляли собой продолговатые листы бумаги или шелка, шириной от 20 до 50 сантиметров, которые наклеивались горизонтально на специальную основу и обрамлялись парчовой каймой. В длину эмакимоно могли достигать 15-20 метров. С левой стороны прикреплялся деревянный валик, на который и наматывался весь свиток, а правый край оформлялся наподобие титульного листа. Эту часть подклеивали с изнанки куском шелковой ткани, которая впоследствии становилась чехлом для свернутого живописного свитка.

Читатель знакомился с содержанием эмакимоно, постепенно разматывая скатанный свиток в левую сторону, поскольку в китайском и японском языках было принято записывать иероглифический текст вертикальными столбцами справа налево. Короткие сценки разворачивались перед глазами читателя в хронологическом порядке, что создавало некое подобие кинематографического эффекта. Такой эффект мы можем наблюдать  на страницах  комикса, но уже в четко размеченном на отдельные эпизоды (полосы) виде.

Существует мнение, что предтечей современных манга являются четыре уникальных монохромных свитка, написанных тушью — «Тёдзю дзимбуцу гига» («Птицы и животные изображают человека»). В сокращенном варианте — «Тёдзю гига». Где была отражена идея графического преобразования действия по ходу его рассмотрения. Первые два свитка относят к первой половине ХII века, в то время как третий и четвертый, несколько иные по содержанию и более слабые по исполнению, относят к ХIII веку. Эти свитки не имеют сопроводительного текста, а их авторство традиционно приписывают художнику Содзё Тоба, хотя многие исследователи считают, что «Тёдзю Гига» созданы группой буддистских монахов.

Фрагмент первого свитка «Тёдзю гига»

В этих свитках отображены карикатуры на деятельность людей, представленных преимущественно в лице служителей веры, которые показаны через образы животных — обезьян, лягушек, зайцев и лисиц. Точную сатирическую направленность этих свитков без текстового пояснения понять сложно, но уловить юмористический характер изображения достаточно легко.

 

Первая публикация: Из истории манги // РуМанга.  –  № 6. – 2009. С. 8-9

Автор: Юки Магуро

Нет комментариев

Извините, комментирование на данный момент закрыто.